Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная»




Скачать 426.45 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная»
страница1/4
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4
«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних «Журавушка»

«20» августа 2016г.
_____________ О.Н. Бирюкова

Программа по формированию и коррекции родственных

взаимоотношений детей-сиблингов

«Родословная»

Йошкар-Ола

2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе по формированию и коррекции родственных

взаимоотношений детей-сиблингов, воспитывающихся в ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка»
Цель программы: формирование и психолого-педагогическая коррекция родственных взаимоотношений сиблингов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка».

Задачи программы:

  1. Коррекция отношения к самому себе, к своему собственному «Я»;

  2. Формирование доброжелательных взаимоотношений между сиблингами в социально-реабилитационном центре;

  3. Коррекция проблем, связанных с пережитыми негативными переживаниями (насилие в семье, личностная депривация);

  4. Формирование индивидуальных семейных традиций в сиблинговых группах.

ВВЕДЕНИЕ

Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по своей воле лишены домашнего очага и родной семьи, любви матери и заботы отца? Для них открываются все новые и новые учреждения различных видов: сиротские детские дома, детские общины, создаются патронатные семьи, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день в России количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исчисляется уже десятками тысяч. В каждом доме ребенка, детском доме, школе-интернате, социально-реабилитационном центре есть дети- родственники, которые связаны между собой кровными узами – братья, сестры. В психологии их принято называть - сиблинги.

Они, конечно, осознают, что у них есть родные брат или сестра, но потребность в поддержании взаимоотношений не всегда поддерживается самой системой детского учреждения. Дети, воспитывающиеся в условиях

реабилитационного центра, имеют свои специфические особенности личности. Пережив травматичный опыт в кровной неблагополучной семье, испытав душевную боль от разрыва родственных отношений, ребенок вырабатывает свои законы, и правила выживания в детском учреждении. Отсутствие эмоциональной теплоты, чувства привязанности со стороны родителей оказывает влияние на развитие взаимоотношений между сиблингами, которые оказываются в детском доме.

По наблюдению воспитателей и психологов социально-реабилитационных центров, общение братьев и сестер довольно стереотипно. Старшие, если они склонны к поддержанию отношений со своими младшими сиблингами, как правило, приходят в группу к младшим, чтобы помочь им с одеждой, уроками и играми. Старшие сиблинги в этих случаях не выходят за рамки родительской роли, они не обращаются к младшим с какими-либо просьбами для себя, не проявляют интереса к непосредственному, дружескому общению с ними. Младшие тянутся к старшим, ищут их внимания, но старшие часто отвергают или игнорируют их инициативу, ограничиваясь выполнением привычных функций. Крайне редко братья и сестры имеют какие-либо общие интересы и темы для общения, выходящие за рамки обсуждения семейных событий.

Дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активной потребностью в общении с взрослыми, которые передают ребенку опыт, накопленный предшествующими поколениями. Содержание совместной деятельности детей-родственников отражает положительные отношения членов семьи, а формы организации направлены на развитие взаимоотношений от индивидуальных (младший и старший ребенок) к групповым и коллективным (семейные объединения). При этом старшие, выступая в роли взрослых, частично берут на себя функции отсутствующих родителей и тем самым не только передают младшим опыт человеческих отношений, но и сами упражняются в проявлении положительных нравственных качеств, готовятся к будущей самостоятельной семейной жизни.

Дети, живущие в социально-реабилитационных центрах, часто чувствуют себя неуспешными во всем. Они не уверенны в себе, у них занижена самооценка. Еще одной проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  является неумение организовать себя самостоятельно.

В программе делается акцент на осознании и восстановление телесных границ у ребенка. Часть упражнений направлена на принятие друг друга на телесном уровне между сиблингами. Особое внимание уделяется развитию эмпатии между сиблингами, принятию особенностей эмоциональной экспрессии друг друга. В курсе активно используются арт-терапевтические методики, позволяющие в доступной для детей и подростков форме проработать и осознать особенности межличностного взаимодействия в контактах между сиблингами. В программу также включены ролевые игры, позволяющие выработать навыки социально одобряемого поведения в сложных ситуациях взаимодействия в семейной группе. Кроме того, широко применяются методы сказкотерапии, когда ребёнок может задуматься о взаимоотношениях со своими братьями и сёстрами.

Совместная деятельность детей-родственников на специально организованных занятиях является основным психолого-педагогическим фактором, способствующим целенаправленному формированию родственных взаимоотношений. Предполагается, что сиблинги, взаимодействуя в группе, будут открывать для себя скрытые ресурсы, которые помогут им при выходе из детского учреждения и подготовят их к созданию своей семьи.

Программа содержит в себе:

- диагностический этап, на котором проводится диагностика индивидуальных особенностей участников группы, межличностных отношений между сиблингами;

- подготовительный этап, на котором сотрудники центра готовят сиблингов к совместным занятиям, учитывая возрастные и индивидуальные особенности психики детей;

- основной этап, который содержит от 5 до 20 тематических занятий, которые посещают сиблинги, пока находятся в социально-реабилитационном центре;

- завершающий этап, на котором проводится контрольный диагностический срез, и отслеживаются полученные результаты.

Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия Программа предназначена для психокоррекционной работы с детьми – сиблингами от 3 до 11 лет, воспитывающихся в ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка». Продолжительность одного занятия – от 30 минут до 1 часа (в зависимости от этапа работы). Занятие проводится не реже одного раза в неделю.

Основные требования к реализации программы

В случае если сиблинги находятся в разных реабилитационных центрах и детских домах или по какой-то причине не знают о существования брата или сестры, то их надо подготовить к встрече: с младшими детьми – это может быть рассматривание фотографий, рассказ об увлечениях, интересах брата (сестры); со старшими – проведение бесед об их младших родственниках, о том, что младший брат или сестра лучше будет себя чувствовать, если с ними рядом окажется родной и близкий человек. При этом старшим надо объяснять возрастные особенности своих младших сиблингов. Можно перечислить методы, способствующие формированию чувства взаимной симпатии и уважения к старшим братьям и сестрам: чтение и обсуждение книг, рассматривание в них иллюстраций, фотографий, просмотр и обсуждение фильмов по семейной тематике. Отзывчивость, заботливость, взаимопомощь по отношению к окружающим можно формировать в процессе сюжетно-ролевых игр на бытовые темы. При проведении игр, чтении книг следует обращать внимание на интонации близких людей (искренние, добрые, естественные, ласковые).

Работа в группе ориентирована на активное присвоение детьми - сиблингами нового опыта, возникающего в ходе коррекционного процесса, и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей. Группа по сути своей строится на базе личностно-ориентированного подхода (гуманистическое направление, «Я-концепция»). Предполагается, что в группе сиблинги получат возможность заново пережить основные вехи своего жизненного пути в более благоприятных, комфортных и безопасных психологических условиях. Известно, что взаимодействие в сиблинговых группах зачастую может носить дисгармоничный характер и проявляться в виде агрессии, игнорировании своего сиблинга.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы: просторное помещение, стол, удобные стулья (для проведения арт-терапевтических упражнений), аудиоаппаратура, диски с разнообразной музыкой, фотоаппарат (для создания фотовыставок и семейных фотоальбомов), бумага, краски, карандаши, ватман, гуашь.

Общая структура занятия: включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.

Ритуал приветствия — важный момент работы с группой, позволяющий

сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Примечательно, что в ходе развития группы контроль над его исполнением переходит к членам группы. Упражнение, участники придумывают сами, соблюдается очередность в проведении этого ритуала. Это может быть любое слово-приветствие (привет, добрый день, здравствуйте и т.д.), а может быть приветствие-жест (похлопать соседа справа по плечу, рукопожатие по кругу, отметить самое лучшее качество у соседа, снежный ком с именами и жестами, характеризующими каждого участника).

Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Разминка состоит из упражнений, позволяющие установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, либо направленные на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения. Используются упражнения: «Какая рука у соседа?», «Комплимент», «Ласковое имя», «Подари улыбку», «Передай предмет», «Обыграй предмет», «Передай сигнал».

Основное содержание психокоррекционного занятия с сиблингами — состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы.

I блок — обсуждение домашнего задания (в кругу), которое дается после проведенного занятия каждому ребенку, чтобы в перерывах между встречами сиблинги и члены группы чувствовали свою сопричастность к групповому процессу и сохраняли целостность в достижении целей программы.

II блок — упражнения, связанные с темой занятия.

III блок — работа с помощью различных арт-терапевтических методик: рисование, лепка, использование природного материала, песочная терапия, сказкатерапия.

IV блок — упражнения, способствующие установлению контакта между сиблингами (выполняются в парах, упражнения на вербальное общение «говорим о себе, о тебе и о нашей семье», упражнения на невербальное общение, на тактильный контакт).

V блок — получение домашнего задания.
Тематическое планирование

I ЭТАП. Предварительный. Диагностика.

Задачи:

- подбор участников психокоррекционной группы;

- сбор информации об особенностях развития каждого ребенка, истории помещения в реабилитационный центр, известные данные о кровной семье;

- диагностика индивидуальных особенностей (проективные методики: Цветовой тест Люшера, «Несуществующее животное»; стандартизированные методики: диагностика состоянии агрессии (опросник Басс-Дарки), методика «Лесенка» на изучение самооценки);

- диагностика межличностных отношений между сиблингами (проективные методики: тест «Семья животных», цветовой тест отношений; стандартизированные методики: «Шкала определения привязанности детей-сиблингов между собой».
II ЭТАП. Психокоррекционные групповые занятия.



Тематика занятия

Цель занятия

Занятие №1

Знакомство с детьми

создание благоприятных условий для работы группы, ознакомление с основными правилами проведения занятий и целью курса, установление контакта между сиблингами, снятие психической напряжённости и развитие уверенности в себе

Занятие №2

Мой мир чувств

исследование психоэмоционального состояния сиблингов; сплочение группы сиблингов; накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения и тревожности у детей.

Занятие №3

Я радуюсь

знакомство с эмоцией радости: что это за эмоция, развитие умения распознавать это чувства у себя и у других людей; накопление положительного эмоционального опыта.

Занятие №4

Почему я грущу

знакомство с эмоцией грусти; мотивация на принятие и поддержку другого; снятие психоэмоционального напряжения и тревожности, как мне перестать грустить....

Занятие №5

Что вызывает интерес

сплочение группы, снятие агрессии, развитие эмоциональной адекватности, снятие эмоционального напряжения, развитие творческих способностей, развитие познавательного интереса.

Занятие №6

Когда я злюсь

обучение позитивным способам выхода гнева; стабилизация нервных процессов; развитие саморегуляции; расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ним физические состояния.

Занятие №7

Страх в моей жизни

показать возможность управлять страхом; сплочение группы; формирование умения слушать друг друга; снятие эмоционального напряжения.

Занятие №8

Имею ли я право на обиду

развитие творческих способностей; снятие психоэмоционального напряжения; использование различных средств выразительности для демонстрации чувств. Могу ли я обижаться?

Занятие №9

Любовь

развитие чувства доверия между сиблингами, формирование умения выражать свои чувства.


III ЭТАП. Подведение итогов. Диагностика.

Задачи:

Провести диагностику индивидуальных особенностей, межличностных отношений между сиблингами с целью - отследить полученные результаты курса, динамику развития взаимоотношений детей-сиблингов.

Планируемый результат по завершении всего курса занятий:

- устойчивый положительный образ «Я»;

- устойчивые родственные взаимоотношения между детьми-сиблингами;

- конструктивное взаимодействие сиблингов;

- естественное проявление эмпатии, чувства сопереживания, желание помочь своему сиблингу;

- выступление старших детей по отношению к младшим в качестве замещающего родителя, наставника;

- дальнейшее укрепление и развитие семейных традиций в сиблинговых группах (заполнение семейного фотоальбома, поздравление с днем рождения, памятные семейные даты, связанные с проживанием в кровной семье);

- позитивный образ семьи, положительный настрой на создание своей семьи при выходе из реабилитационного центра.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconПрограмма по коррекции звукопроизношения у детей «Говоруша»

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconПрограмма по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной...
Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочная страна»

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconПояснительная записка Адаптированная образовательная программа по...
...

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconКазанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие...
Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения...

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconРабочая программа по развитию и коррекции детей с сдвг и сходными...
Управление образования Администрации Коломенского муниципального района Московской области

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconДинамика спектров ээг при коррекции внимания методом бета-нейротерапии у детей с снвг
Введение. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью (снвг) является одним из наиболее часто встречающихся расстройств поведения...

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconСписок детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский...
Список детей, нуждающихся в коррекции звукопроизношения в мбдоу детский сад №4

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconПрограмма дополнительного образования Направление: познавательное
Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу,...

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconМетодические рекомендации: интегрированное обучение детей с зпр в общеобразовательном учреждении
Гоу рмэ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения...

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconРабочая программа по развитию детей средней группы мадоу №30 «Детского сада «Ёлочка» обеспеч
Принципы и подходы к формированию Программы

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconУтверждено
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с овз

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconИнструкция к тесту Эйдемиллера
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика асв) (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В.) существует в двух вариантах — для родителей...

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconПояснительная записка Возрастные особенности детей 5-7 лет Цели и...
Максимально допустимый объем нагрузки в непосредственно образовательной деятельности для детей 5 – 7 лет

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconРекомендации родителям, воспитывающих детей с овз, по коррекции нарушений письменной речи
Стоит отметить, что и навыки каллиграфии у этой группы детей также требуют усовершенствования. Нарушения письма могут сопровождаться...

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconПояснительная записка Занятия техническим творчеством способствуют...
...

Программа по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная» iconПрограмма организации и развития школьного питания в моу «Озёрная...
Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного питания, поиск новых форм обслуживания детей,...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск