Учитель русского языка и литературы




Скачать 105.58 Kb.
НазваниеУчитель русского языка и литературы
ТипУрок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
Авторская разработка урока по кейсметоду.

Халилулина Е.Б.

учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург 2013г
Урок литературы. Рассказ В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Класс: 5 общеобразовательной школы

Время занятия: 90 минут

Вид кейса: обучающий кейс

Тип кейса: аналитический кейс
Урок проводится с использованием кейсметода и приемов технологии развития критического мышления учащихся. Информационный материал урока позволяет совместить урок литературы с уроком ОБЖ или тематическим классным часом.
Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с основными действиями в условиях ЧС

  2. Формирование навыка творческого чтения, повышение мотивации для домашнего чтения.

  3. Развитие критического мышления, коммуникативных навыков и навыков взаимооценки.


Класс разбивается на группы по 5-6 человек. Для этого можно использовать цветные бейджики или жетоны, которые учащиеся берут при входе в класс.
Проблемное задание:

Многие из вас часто с родителями проводят время за городом, летом вы ходите в лес за ягодами, осенью - за грибами. Можно ли заблудиться в лесах Ленинградской области? Знаете такие случаи?

Послушайте, что произошло с героем рассказа Астафьева "Васюткино озеро". (Аудиохрестоматия, чтение отрывка до слов "... Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило.

Вдруг он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть."
Герой, ваш ровесник оказался в очень сложной ситуации, давайте ему поможем и с помощью материалов, подготовленных для вас, составим подробную подсказку, как выжить одному в лесу, где нет мобильной связи.
Содержание кейса:

1. Материалы по выживанию в лесу (видео с сайта МЧС, статьи учебника ОБЖ, иллюстрации и др). Примерный текст см в Приложении.

2. План работы группы:

  1. Придумайте своей группе название.

  2. Выберите командира и секретаря, который будет записывать ваши ответы.

  3. Прочитайте тексты, которые даны, и составьте подробный план действий для Васютки с учетом его возможностей.

  4. Составьте 4 вопроса по прочитанному тексту.*

3. Подсказки:

  1. Вспомните, что у Васютки есть с собой краюшка хлеба, орехи, спички, убитый глухарь и мешок.

  2. План должен быть точным и подробным: какой костер и как развести, как приготовить еду и соорудить себе укрытие, куда идти.


Кейс предлагается учащимся непосредственно на уроке. Необходимо учитывать скорость чтения пятиклассников и при необходимости сократить объем предлагаемого материала.
Работа в группах. Дискуссия.

Учителю необходимо помогать учащимся в решении возможных конфликтов, добиваться конкретных предложений в решении проблемы. На этот этап работы отводится 40 минут.
Презентация. (На презентацию и оценивание 35-40 минут)

По окончании работы каждая группа представляет свой вариант действий. На выступление группе дается 5-7 минут. Для помощи слабым учащимся можно предложить в кейсе таблицу и иллюстрации. Ответы можно собрать в общую таблицу на доске.

этапы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Куда идти?













Что есть? Как приготовить?













Как развести костер? Какой?













Как устроить ночлег?














После выступления группы участникам задаются вопросы, по одному от каждой группы.
Оценивание.

Работа группы оценивается совместно классом при участии учителя. Основной критерий оценивания предложенного варианта - его реалистичность. При оценивании учащимся предлагаем ответить на вопросы:

  1. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

  2. Выполнили полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

  3. Сумели ли ответить на поставленные вопросы?


Заключение урока.

Вы составили для Васютки план действий, но сумеет ли он справится, вы узнаете дома, когда прочитаете рассказ "Васюткино озеро". Отметьте для себя, все ли ваши советы он выполнил, а какие действия Васютки мы с вами не сумели предвосхитить.
* Это задание дается подготовленным детям, знакомым с "Ромашкой" Блума.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал собран по различным сайтам Интернета.
Заблудиться в таежном лесу очень легко может даже человек бывалый с многолетним опытом охоты и хождений. Самым трудным испытанием при этом будет противостояние страху. Он не делает скидок ни на возраст, ни на опыт, ни на крепкие нервы. Не имея сил справиться с внезапным выбросом адреналина, человек очень часто теряет голову и начинает бежать куда-то, не разбирая пути.

Для путешествий по тайге является большим препятствием прохождение сквозь буреломы и густой кустарник. Но и обычный лес может встретить вас такими препятствиями. Напролом бывает идти нецелесообразно, так как можно получить травму или забраться в чащу так, что собьешься с пути или застрянешь надолго в чаще. Лучше буреломы и густой кустарник обходить, а чтобы не сбиться с курса и не заблудиться, замечайте ярко выраженный ориентир в направлении пути через каждые 100-150 метров, и обходя бурелом не теряйте этот ориентир из виду.

Самые опасные гиблые места в тайге – это болота и трясины. Как правило, это глухие малопроходимые или совсем не проходимые места. Причем поверхность такой местности очень обманчива. Очень опасными считаются топяные болота, отличить которые можно по белесой поверхности. Самое лучшее – это обходить топи даже, если вам приходится делать немалый крюк.

Вот про зверей, а в частности про хищников, запомните: Если только это не “голодный год” и не поздняя уже осень в такой год, то зверь какой бы это не был хищник в Тайге, никогда к Вам не подойдет и всегда будет избегать с Вами встречи еще за много километров между им и Вами. Он просто будет уходить. Либо если Вы каким-то образом нарушаете их территории и зверю это не понравится, то он Вас об этом “предупредит”. Если услышите рычание, завывание и.т.д, то не бойтесь, не бегите, а воспримите это как предупреждение о том, что Вам необходимо покинуть данный участок леса.


КОСТЕР
Пользы от трухлявых дров мало. Правда, сухие они горят хорошо, но не жарко и не дают крепких углей. Несколько слов следует сказать о растопке. Тонкие лучинки из смолистой древесины легко загораются в самую сырую погоду. Надежной растопкой могут служить горелые пни и вообще обугленная древесина. Прекрасной растопкой, служит сухая береста. Она устойчива к сырости, но в дождь верхние слои ее все, же намокают, и она труднее загорается. Отличная растопка получается из тонких сухих стружек и лучинок. Некоторый запас смолья, бересты или сухих лучинок на зимовье или лагерной стоянке всегда будет кстати. Он поможет в любое время моментально разжечь огонь.

Для разжигания огня пользуются сухими веточками, которые обстругивают так, чтобы стружка оставалась на них в виде <воротничка>. Поверх укладывают тонкие щепочки, расщепленную сухую кору (лучше березовую), высохший мох. Топливо в костер добавляют понемногу. По мере увеличения пламени можно класть более крупные ветви. Укладывать их надо по одной, неплотно, чтобы обеспечить хороший доступ воздуха. Если забыть об этом, даже жарко горящий костер может <задохнуться>.

Но прежде чем разводить огонь, следует принять все меры для предупреждения лесного пожара. Это особенно важно в сухое, жаркое время года. Место для костра выбирают в стороне от хвойных, и особенно высохших, деревьев. Тщательно очищают пространство на метр-полтора вокруг от сухой травы, мха и кустарника. Если почва торфяниста, то, чтобы огонь не проник сквозь травяной покров и не вызвал возгорания торфа, насыпают <подушку> из песка или земли.

Зимой при высоком снежном покрове снег тщательно утаптывают, а затем сооружают помост из нескольких стволов деревьев. Тот, кто читал рассказ Джека Лондона <Костер>, никогда не забудет, сколь опасно разводить костер под большим деревом. Снег, скопившийся на ветвях, может легко обрушиться, загасив огонь. Эта ошибка стоила жизни герою рассказа.

Существует множество видов костров, которыми пользуются в зависимости от предназначения. Например, для приготовления пищи и просушивания одежды наиболее удобен костер <шалаш> (рис. 52), дающий большое, ровное пламя. Пригоден для этой цели <звездный> из 5 - 8 звезднообразно расположенных сухих стволов. Их поджигают в центре и сдвигают по мере сгорания (рис. 52). Для обогрева во время ночлега или в холодную погоду на толстый ствол веером укладывают 3- 4 стволика потоньше. Такой костер называется таежным (рис. 51). Для обогрева в течение продолжительного времени пользуются костром <нодьей>. Два сухих ствола укладывают один на другой и закрепляют по концам с обеих сторон кольями. Между стволами вставляют клинья и в просвет закладывают растопку. По мере обгорания древесины пепел и золу время от времени счищают.

Уходя с места стоянки, тлеющие угли необходимо тщательно загасить, залив их водой или забросав землей. Для добывания огня при отсутствии спичек или зажигалки можно воспользоваться одним из способов, издавна известных человечеству до их изобретения.
inf_parking_clip_image010
ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Данный раздел самый важный, потому как умея ориентироваться в Тайге, Вы не заблудитесь, а значит многие советы и правила описанные здесь Вам просто не пригодятся.

В случаях, если у Вас компаса не оказалось, ориентируйтесь по солнцу(всходит на востоке, садится на западе, в середине дня на юге), по звукам(хотя это очень обманчиво), по мху(растет с северной стороны на деревьях).

Придерживаться следует рек и ручьев. Даже если Вы не знаете, куда они текут. Люди селятся возле рек, возле рек разбивают свои лагеря археологи и охотники. Никогда не поддавайтесь искушению сократить дорогу. Тогда вряд ли Вы выйдете даже к исходному месту.

Выходите в первый попавшийся лог(овраг) и начинаете двигаться по ходу его расширения(увеличения). А что в этом такого? Дело в том, что маленький лог, выходит(впадает) далее в больший лог, тот в свою очередь еще больший и так далее… Далее появится ручеек, потом маленькая речка, она впадает в большую и так пока не дойдет до какой-нибудь большой реки. Но Вам на большую реку не нужно, до нее может быть очень много километров.

Дело в том что наши предки очень дружили с лесом, держали много скотины и прочее, покосы были далеко, пилили и заготавливали лес в больших объемах. Поэтому лес и в нашем случае Тайга изрезана лесными дорогами вдоль и поперек. Выйдя к лесной речке и двигаясь вдоль нее уже по течению, Вы обязательно наткнетесь на переправу или брод, т.е на дорогу. А далее двигайтесь уже по ней. В какую сторону? Ведь она может идти еще дальше вглубь леса. Тут ответа четкого нет. В любую, куда Вас направит интуиция. Даже если Вы пойдете не в ту сторону, то пройдя какое-то расстояние поймете что она становится уже, более заросшей, или вообще кончится, поэтому разворачивайтесь и шагайте в обратную сторону, которая уже точно выведет Вас к населенному пункту.

Да возможно Вы пройдете не малое расстояние, при чем идти вдоль логов и речек в Тайге очень сложно(густые заросли и болотина), так же лога очень сильно петляют, добавляя еще лишнее расстояние, но зато мимо дорог и переправ Вы не проскочите никогда, а значит выйдете на дорогу и по ней уже из леса.


Муравейники почти всегда располагаются под деревом, пнем или кустом с южной стороны. Сама форма муравейника подсказывает сторону света. Южная сторона муравейника отлогая, северная – значительно круче. Примите это, но с оговоркой – нельзя судить только по одному муравейнику.

Не лишним будет знать, что лишайники и мхи растут на затененной стороне дерева независимо от ее расположения относительно севера. Муравьи тоже давненько не читали инструкция для туристов и стали устраивать свои жилища там, где лучше прогревается земля солнышком, а не на южной стороне от кустов.

ПИТАНИЕ
Если вы хотите выжить в тайге, то питаться нужно лишь теми ягодами, которые вы хорошо знаете. Но, ими не насытишься, по причине малого содержания в них калорий, поэтому, лучше всего, найти грибы. Приготавливать их нужно, мелко накрошив и отварив в двух водах. За неимением котелка, можно использовать консервные банки, которых в тайге навалом.

Главный принцип: есть только то, что знаешь.

На дне рек и озер зимой встречаются двустворчатые ракушки — беззубки и перловицы, вполне годные для еды. В стоячей воде водятся улитки с завитой раковиной катушек и прудовиков,

УКРЫТИЕ
Не всегда людей застрявших в тайге находят в этот же день. Бывает что спасательные работы затягиваются на недели, а то месяца. Без временного жилища здесь не обойтись. Тут не только вопрос погодных условий, также насекомые, хищники, могут быть опасны для человека.

Приняв такое решение, необходимо подыскать подходящий участок для будущего лагеря. Правильный выбор места позволит в дальнейшем избежать многих ненужных неудобств. В первую очередь оно должно быть сухим. Хотя найти такой участок нелегко, особенно в моховых лесах, где землю сплошным ковром покрывает мох-сфагнум. Найдите место где его почти нет, а то и дело вам придется постоянно сушить одежду. Расположиться лучше всего поблизости от ручья или речушки, на открытом месте, чтобы всегда иметь под рукой запас воды. Кроме того, прохладный ветерок, постоянно дующий в ночные часы, будет лучшей защитой от нападения полчищ гнуса, чем репелленты и дымокурные костры. Временным укрытием могут служить навес, шалаш, землянка. Однако, чем суровее погода, тем надежнее и теплее должно быть жилище.

Прежде чем приступить к строительству, надо хорошо расчистить площадку, а затем, прикинув, сколько потребуется строительного материала, заготовить его заранее: вырубить жерди, нарубить лапника, ветвей, собрать мох, нарезать коры. Куски коры должны быть достаточно большими и прочными, для этого на стволе лиственницы делают глубокие вертикальные надрезы до самой древесины на расстоянии 0,5—0,6 м друг от друга. После этого эти полосы нарезают сверху и снизу крупными зубцами сантиметров по 10—12 в поперечнике, а затем осторожно сдирают кору топором или ножом. В теплое время года можно ограничиться постройкой простейшего навеса.

На мокрой почве можно соорудить гамак – навес. При высоком снежном покрове у подножия большого дерева можно вырыть снежную траншею или другое снежное укрытие. Сверху траншею прикрывают брезентовым полотнищем или парашютной тканью, а дно выстилают несколькими слоями лапника.


При наличии армейских плащ-палаток, можно соорудить различные по форме и вместительности укрытия:

taiga_2

taiga_3

Всякое может случиться на охоте. Продукты могут кончиться. Г. Федосеев – исследователь Саян говорил, что в тайге выживает тот, кто научился пополнять продукты питания и обустраивать сносное жилье. Всегда с собой желательно иметь запас лески, крючков, грузил, капроновую сеточку. Худо-бедно, а рыбешки можно наловить, и голод уже грозить не будет. Также всегда можно при острой необходимости добывать пернатых. Пусть это будут не глухари или тетерева. Рябчика, кукшу, кедровку или дрозда всегда можно успешно добыть...
У нас был случай с лесником, когда по ошибке увезли его продукты и основные рыболовные снасти. Две недели он питался рыбой, выловленной на удочку: крючок с леской. Он мне рассказывал, что был готов в любом случае лезть в воду, если бы крючок зацепился. Он был у него единственным.
Другой охотник заблудился в болоте. Продукты кончились. Он ошибся в направлении движения и ушел от жилья километров на 90. При появлении солнца на 5-й день он сориентировался и шел в правильном направлении. Но силы были на исходе. Мужик был крепкий, и на вторую неделю вышел к жилью. Утром был туман, и деревню он не заметил, обессилевший упал в 10 метрах от огорода одной бабули. Хорошо, что она его увидела.
Помучились и мой племянник с приятелем, уехавшие очень далеко от жилья на «Буране». Буран у них сломался. Продуктов было мало – надеялись на запас в зимовье... Каждый умудрился сломать по лыже. Долго мучились, идя на одной лыже. Ночевали у костра. Но люди, конечно, привычные к таким испытаниям. Обессилевшие, но добрались до жилья. А была бы щепотка мелких гвоздиков в кармане – можно бы было срастить обломки лыжи и идти нормально...
Эти примеры убедительно показывают, что уверенно рассчитывать на продукты, оружие, инструмент, спальные принадлежности, находящиеся в зимовье или в транспорте нельзя. Полностью можно полагаться только на те продукты, оружие и снаряжение, которые находятся непосредственно на тебе.
Помните у Федосеева. Его проводник Улукиткан все свое носил с собой. И до конца похода не выбрасывал ни пустую бутылку, ни гильзу, ни моточек шпагата. В лесу, в отдалении от жилья, все может пригодится.

Похожие:

Учитель русского языка и литературы iconЛитература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся...
...

Учитель русского языка и литературы iconМетодическая разработка урока русского языка с использованием эор...
Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы

Учитель русского языка и литературы iconДоклад учителя русского языка и литературы Музяевой А
Типовые задачи на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных) на уроках...

Учитель русского языка и литературы iconСценарий выступления учащихся мбоу «сош №1»
Авторы: Дмитриенко Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 11 класса

Учитель русского языка и литературы iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Мячина Л. В., учитель русского языка и литературы моу сош №23 г. Комсомольска-на-Амуре

Учитель русского языка и литературы iconУчебнику В. Я. Коровиной (из расчета 2 часа в неделю) по теме: «А. С. Пушкин»
Составитель: Еременко Галина Васильевна – учитель русского языка и литературы в 5-7 классах

Учитель русского языка и литературы iconОндар Аида Васильевна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 имени Воинов-интернационалистов» г....

Учитель русского языка и литературы iconКонкурс «творческий урок» Авторы: Кузьмина Татьяна Владимировна,...
Муниципальное образовательное учреждение Иркутского муниципального образования «Усть-Кудинская средняя общеобразовательная школа»,...

Учитель русского языка и литературы iconТехнология дифференцированного обучения
Автор: Иванова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы 1 категории Муниципального образовательного учреждение средняя...

Учитель русского языка и литературы icon«оценка информации для исключения манипулиров ания сознанием»: цикл...
Сурикова м. Г., учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №1» г. Саянска

Учитель русского языка и литературы iconПрограмма по русскому языку авторов М. М. Разумовской и др отражает...
Составитель: Мусина Алмагуль Сиркбаевна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Учитель русского языка и литературы iconПрограмма учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...

Учитель русского языка и литературы iconИнтерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Введение 2-3стр

Учитель русского языка и литературы iconРезюме николаенко Елена
Брянский государственный университет им ак. И. Г. Петровского, факультет русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей инвалидов»

Учитель русского языка и литературы iconНа уроке русского языка и литературы
Реальности времени предъявляют новые повышенные требования к профессиональной компетентности учителя


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск