Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование




НазваниеКонспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование
страница1/8
ТипКонспект
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

междисциплинарного курса

МДК 01.02 ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
профессионального модуля

ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем


Специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Квалификация выпускника – Техник-программист
Форма обучения – Очная

2015 г.

Содержание

  1. Прикладное программирование

    1. Введение в прикладное программирование

    2. Технология визуального программирования

    3. Средства отладки программ

1.4.Документирование программного обеспечения.

  1. Решение типовых задач прикладного программирования

    1. Стандартные компоненты среды Delphi и их применение при разработке прикладных приложений

    2. Структурное и модульное программирование в Delphi

2.3. Объектно-ориентированный подход к проектированию прикладных программ

2.4 Отладка и тестирование программного продукта на уровне модулей

3. Графические инструменты в прикладном программировании

3.1 Графическая подсистема Delphi. Графические возможности Delphi

    1. Анимация и мультимедиа в прикладном программировании

4.Список использованных источников


  1. Прикладное программирование

    1. Введение в прикладное программирование

В настоящее время весь комплекс программного обеспечения делится на системные и пользовательские программы. Системное программное обеспечение выполняет функции «организатора» всех частей ПК, а также подключенных к нему внешних устройств. Программы для пользователей служат для выполнения каких – либо конкретных задач во всех сферах человеческой деятельности. К прикладному программному обеспечению относятся компьютерные программы, написанные для пользователей или самими пользователями, для задания компьютеру конкретной работы. Программы обработки заказов или создания списков рассылки — пример прикладного программного обеспечения. Программистов, которые пишут прикладное программное обеспечение, называют прикладными программистами.

Вся совокупность программ входит в так называемое программное обеспечение компьютера. Состав программного обеспечения ПК является важнейшей его функциональной характеристикой. Программное обеспечение (ПО) — это совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения задач пользователя, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе и минимум затрат труда на программирование задач и обработку информации. Следовательно, тема работы является актуальной. Пакеты прикладных программ (ППП) - служат программным инструментарием решения функциональных задач и являются самым многочисленным классом программных продуктов. В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации различных предметных областей. Установка программных продуктов на компьютер выполняется квалифицированными пользователями, а непосредственную их эксплуатацию осуществляют, как правило, конечные пользователи - потребители информации, во многих случаях деятельность которых весьма далека от компьютерной области. Данный класс программных продуктов может быть весьма специфичным для отдельных предметных областей. Прикладные программы предназначены для того, чтобы обеспечить применение вычислительной техники в различных сферах деятельности человека. Помимо создания новых программных продуктов разработчики прикладных программ большие усилия тратят на совершенствование и модернизацию популярных систем, создание их новых версий. Для работы с текстами на компьютере используются программные средства, называемые текстовыми редакторами или текстовыми процессорами. Существует большое количество разнообразных текстовых редакторов, различающихся по своим возможностям, — от очень простых учебных до мощных, многофункциональных программных средств, называемых издательскими системами, которые используются для подготовки к печати книг, журналов и газет. Наиболее известны среди пользователей IBM-совместимых компьютеров текстовые редакторы Lexicon и Word for Windows.

Основное назначение текстовых редакторов — создавать текстовые файлы, редактировать тексты, просматривать их на экране, изменять формат текстового документа, распечатывать его на принтере. Набираемый на клавиатуре компьютера текст воспроизводится на экране дисплея в рабочем поле редактора. Специальный значок — курсор указывает то место на экране, на которое пользователь в данный момент может оказывать воздействие (создавать, изменять символы и т. д.) с помощью редактора. Работая с текстовым редактором, можно получить на экране информацию о текущем состоянии курсора, т. е. его координатах на экране (номер строки и позиции в строке), а также о номере страницы текста, его формате, используемом шрифте и т. д.

Интерфейс практически каждого текстового редактора позволяет иметь на экране меню команд управления редактором — изменение режимов работы, обращение за помощью, форматирование текста, печати и т. д. Как правило, меню имеет не только текстовую форму, но и форму пиктограмм, указывающих на выполняемую команду. Большинство редакторов текста имеют также режим орфографического контроля текста. В этом случае в памяти компьютера хранится достаточно большой словарь. Благодаря этому становится возможным автоматический поиск орфографических ошибок в тексте и последующее их исправление.

Табличными процессорами называют пакеты программ, предназначенные для создания электронных таблиц и манипулирования их данными. Среди таких пакетов наибольшее распространение получили Lotus 1-2-3, SuperCalc и Microsoft Exсel.

Систе́ма управле́ния ба́зами да́нных (СУБД) — специализированная программа (чаще комплекс программ), предназначенная для организации и ведения базы данных. Для создания и управления информационной системой СУБД необходима в той же степени, как для разработки программы на алгоритмическом языке необходим транслятор. Основные функции СУБД:

1.         управление данными во внешней памяти (на дисках);

2.         управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;

3.         журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;

4.         поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).

Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:

Ø   ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти и журнализацию;

Ø   процессор языка базы данных, обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных и создание, как правило, машинно-независимого исполняемого внутреннего кода;

Ø   подсистему поддержки времени исполнения, которая интерпретирует программы манипуляции данными, создающие пользовательский интерфейс с СУБД;

Ø   а также сервисные программы (внешние утилиты), обеспечивающие ряд дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы.

Графический редактор— это программа, предназначенная для создания, редактирования и просмотра графических изображений.

Графические редакторы делятся на две группы — растровые и векторные.

Интегрированные пакеты, как правило, содержат некоторое ядро, обеспечивающее возможность тесного взаимодействия между составляющими.

Наиболее известные интегрированные пакеты:

Microsoft Office. В этот мощный профессиональный пакет вошли такие необходимые программы, как текстовый редактор WinWord , электронная таблица Excel, программа создания презентаций PowerPoint, СУБД Access, средство поддержки электронной почты Mail. Мало того, все части этого пакета составляют единое целое, и даже внешне все программы выглядят единообразно, что облегчает как их освоение, так и ежедневное использование.

Microsoft Works — это очень простой и удобный пакет, объединяющий в себе текстовый редактор, электронные таблицы и базы данных, а также телекоммуникационные средства для соединения с другими компьютерами по телефонным линиям. Пакет ориентирован на людей, не имеющих времени осваивать сложные продукты, на начинающих пользователей, а также на домашних пользователей.


2 Технология визуального программирования

Визуальное программирование является одной из наиболее популярных парадигм программирования. Визуальное программирование состоит в автоматизированной разработке программ с использованием особой диалоговой оболочки. Рассматривая системы визуального программирования, легко увидеть, что все они базируются на объектно-ориентированном программировании и являются его логическим продолжением. Наиболее часто визуальное программирование используется для создания интерфейса программ и систем управления базами данных. С объектно-ориентированными системами ассоциируется программа Browser (рис.1). Это средство вместе с системой экранных подсказок позволяет программисту по желанию просматривать некоторые части программного окружения и видеть весь проект уже созданной программы. Под проектом программы здесь понимается структура программы — состав файлов, объектов и их порождающих классов, которые слагают программу в целом.



Рисунок 1
Одну из ключевых возможностей программы Browser предоставляет окно, в котором находится список всех классов системы. При выборе одного из классов в специальных окнах отображаются его локальные функции и переменные. Затем при выборе одного из методов на отдельной панели высвечивается его код. Обычно в системе присутствуют средства для добавления и удаления классов из проекта. Программа Browser — это не просто визуализатор. Это основной, интегрирующий инструмент, который помогает одновременно рассматривать существующую систему и разрабатывать документацию программного проекта.

Структурной единицей визуального программирования в Delphi является компонента. Компонента представляет собой разновидность объекта, который можно перенести (агрегировать) в приложение из специальной Палитры компонент (рис. 2). Компонента имеет набор свойств, которые можно изменять, не изменяя исходный код программы. Компоненты бывают визуальными и невизуальными. Первые предназначены для организации интерфейса с пользователем. Это различные кнопки, списки, статический и редактируемый текст, изображения и многое другое. Эти компоненты отображаются при выполнении разрабатываемого приложения. Невизуальные компоненты отвечают за доступ к системным ресурсам: драйверам баз данных, таймерам и т. д. Во время разработки они отображаются своей пиктограммой, но при выполнении приложения, как правило, невидимы. Компонента может принадлежать либо другой компоненте, либо форме. Формой называется визуальная компонента, обладающая свойством окна Windows (рис. 3). При разработке на форме помещаются необходимые компоненты (например, элементы требуемого диалога). Форм в приложении может быть несколько — по требуемому числу открываемых при выполнении диалога окон, их можно добавлять и удалять.



Рисунок 2




Рисунок 3

В Delphi разработчик из меню палитры компонент выбирает необходимую компоненту, например кнопку, и буксирует ее при помощи мыши в нужное место окна разрабатываемой формы. При этом кнопке автоматически присваивается название (имя или идентификатор), и она описывается в модуле формы (рис. 4).

Щелкнув по изображению компоненты на форме, можно сделать ее активной. Затем, перемещая при помощи мыши границы кнопки и работая в окне Inspector, можно задать надпись (например, ОК) и/или графическую пиктограмму на кнопке, задать цвета и другие настроечные параметры кнопки. Двойной щелчок по кнопке — и в исходном тексте формы появится шаблон подпрограммы (метода) нужного типа реакции на щелчок (рис. 5). Работая в окне редактора текста, можно оформить тело подпрограммы реакции кнопки на щелчок.



Рисунок 4




Рисунок 5

Программа Inspector позволяет входить в исходные тексты методов (подпрограммы обработки событий, названных Events), например, на нажатие Enter, а также задавать начальные значения полям данных, названных Properties (рис. 6).



Рисунок 6
Начальные шаги технологии визуального программирования определяются оболочкой самой среды визуального программирования. Сначала создаются экранные формы простейшей буксировкой мыши. В инспекторе объектов производится настройка их свойств путем заполнения отдельных полей. На главную форму помимо визуальных компонент наносятся невизуальные компоненты. Формы объединяются в единый проект. Далее в соответствии со сценарием диалога программируются методы события основной и подчиненных форм. Программы "пустых" методов событий появляются в окне редактора после нажатия соответствующих клавиш или действий мыши. "Пустые" методы дополняются определенными операторами активации и дезактивации форм. По окончании начальных шагов получается работающий "скелет" программы с источниками данных из файловых баз данных и со сгенерированными формами документов, выводимых на печать. Исследователь (Browser) обеспечивает визуализацию схемы иерархии классов полученного "скелета" программы. Другими словами, технический проект реализованной части программы формируется автоматически. Дальнейшая разработка программы ведется по технологии объектно-ориентированного программирования. Можно часть программы реализовать по технологии структурного программирования. Некоторые недостающие визуальные и невизуальные компоненты получаются модификацией исходных текстов наиболее близких прототипов имеющихся компонент. Рекомендуется новые компоненты помещать в палитру компонент. Это облегчит их повторное использование в данной или последующих разработках. Код, относящийся только к данной разработке, набирается по тексту программы.

Визуальное программирование во многом автоматизирует труд программиста по написанию программ. Визуальное программирование — одна из самых популярных парадигм программирования на данный момент. Оно базируется на технологии ООП. Среда визуального программирования поддерживает работу браузеров (Browser), при помощи которых можно автоматически получить документацию по структуре программы. Основным элементом в средствах визуального программирования является компонент. Компоненты бывают визуальными и невизуальными. Технология визуального программирования состоит в следующем: создание экранных форм, нанесение визуальных и невизуальных компонент, программирование событий и методов оконных форм.

1.3 Средства отладки программ

Разработку программы можно разбить на следующие этапы:

Составление алгоритма решения задачи. Алгоритм — это описание последовательности действий, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи.

Написание текста программы. Текст программы пишут на каком-либо языке программирования (например на Free Pascal) и вводят его в компьютер с помощью текстового редактора.

Отладка программы. Отладка программы — это процесс устранения ошибок из текста программы. Все ошибки делятся на синтаксические и логические. При наличии синтаксических ошибок (ошибок в написании операторов) программа не запускается. Подобные ошибки исправляются проще всего. Логические ошибки — это ошибки, при которых программа работает, но неправильно. В этом случае программа выдаёт не те результаты, которые ожидает разработчик или пользователь. Логические ошибки исправить сложнее, чем синтаксические, иногда для этого придётся переписывать отдельные участки программы, а иногда и перерабатывать весь алгоритм. Тестирование программы. Тестирование программы — процесс выявления ошибок в работе программы. Процессы отладки и тестирования сопровождаются неоднократным запуском программы на выполнение. Процесс запуска программы может быть осуществлён только после того, как введённая в компьютер программа на алгоритмическом языке Pascal1будет переведена в двоичный машинный код и создан исполняемый файл. Процесс перевода текста программы в машинный код называют трансляцией. Все трансляторы делятся на два класса: интерпретаторы — трансляторы, которые переводят каждый оператор программы в машинный код, и по мере перевода операторы выполняются процессором; компиляторы переводят всю программу целиком, и если перевод всей программы прошёл без ошибок, то полученный двоичный код можно запускать на выполнение. Если в качестве транслятора выступает компилятор, то процесс перевода текста программы в машинный код называют компиляцией. При переводе программы с языка Pascal в машинный код используются именно компиляторы. Рассмотрим основные этапы обработки компилятором программы на языке Delphi.

Компилятор анализирует, какие внешние библиотеки3 нужно подключить, разбирает текст программы на составляющие элементы, проверяет синтаксические ошибки и в случае их отсутствия формирует объектный код (в Windows — файл с расширением .obj, в Linux — файл с расширением.o). Получаемый на этом этапе двоичный файл (объектный код) не включает в себя объектные коды подключаемых библиотек.

На втором этапе компоновщик подключает к объектному коду программы объектные коды библиотек и генерирует исполняемый код программы. Этот этап называется компоновкой или сборкой программы. Полученный на этом этапе исполняемый код программы можно запускать на выполнение. На сегодняшний день существует множество компиляторов языка Pascal, среди которых можно выделить Borland Pascal, Delphi, а также свободно распространяемый кроссплатформенный компилятор языка Free Pascal и среду визуального программирования Lazarus.

Интегрированная среда разработки Delphi предоставляет программисту мощное средство поиска и устранения ошибок в программе -отладчик. Отладчик позволяет выполнять трассировку программы, наблюдать значения переменных, контролировать выводимые программой данные. 

Трассировка программы. Во время работы программы ее инструкции выполняются одна за другой со скоростью работы процессора компьютера. При этом программист не может определить, какая инструкция выполняется в данный момент, и, следовательно, определить, соответствует ли реальный порядок выполнения инструкций разработанному им алгоритму. В случае неправильной работы программы необходимо видеть реальный порядок выполнения инструкций. Это можно сделать, выполнив трассировку программы. Трассировка — это процесс выполнения программы по шагам (step-by-step), инструкция за инструкцией. Во время трассировки программист дает команду: выполнить очередную инструкцию программы. Delphi обеспечивает два режима трассировки: без захода в процедуру (Step over) и с заходом в процедуру (Trace into). Режим трассировки без захода в процедуру выполняет трассировку только главной процедуры, при этом трассировка подпрограмм не выполняется, вся подпрограмма выполняется за один шаг. В режиме трассировки с заходом в процедуру выполняется трассировка всей программы, т. е. по шагам выполняется не только главная программа, но и все подпрограммы. Для того чтобы начать трассировку, необходимо из меню Run выбрать команду Step over или Trace into. В результате в окне редактора кода будет выделена первая инструкция программы. Для того чтобы выполнить выделенную инструкцию, необходимо из меню Run выбрать команду Step over (нажать клавишу ) или Trace into (нажать клавишу ). После выполнения инструкции будет выделена следующая. Таким образом, выбирая нужную команду из меню Run, можно выполнить трассировку программы. Активизировать и выполнить трассировку можно при помощи функциональной клавиатуры. Команде Step overсоответствует клавиша , а команде Trace into — клавиша . В любой момент времени можно завершить трассировку и продолжить выполнение программы в реальном темпе. Для этого надо из меню Run выбрать команду Run.  При необходимости выполнить трассировку части программы следует установить курсор на инструкцию программы, с которой надо начать трассировку, и из меню Run выбрать команду Run to cursor или нажать клавишу . Затем, нажимая клавишу или клавишу , выполнить трассировку нужного фрагмента программы.

Во время трассировки можно наблюдать не только порядок выполнения инструкций программы, но и значения переменных. Тестирование является органической частью процесса отладки программ, которая включает: собственно тестирование, диагностику и локализацию ошибок, а также корректировку отлаживаемых программ и контроль правильности устранения обнаруженных ошибок. В соответствии с этими стадиями процесса отладки изменяются цели и задачи тестирования. Целями тестирования последовательно являются: тестирование для обнаружения ошибок в программе; тестирование для диагностики и локализации причин обнаруженных искажений результатов; тестирование правильности выполненных корректировок и устранения обнаруженных ошибок в программе. Различие целей влияет на выбор наиболее эффективных методов тестирования для их реализации. Наиболее широкий спектр методов тестирования применяется для обнаружения ошибок. Основной целью такого тестирования является выявление отклонений результатов функционирования реальной программы от заданных эталонных значений. При этом задача состоит в обнаружении максимального числа ошибок, в качестве которых принимается любое отклонение результатов от эталонов. Успешным является тестирование, которое приводит к обнаружению существования ошибок. Если в результате тестирования ошибка не выявлена, то проведенные операции не дали сведений, позволяющих повысить качество программ, и тем самым не оправдали затрат. В этом случае эффективными являются операции тестирования, обладающие высокой способностью по обнаружению ошибок в программе. С этих позиций тесты, не способствующие обнаружению ошибок и только подтверждающие корректность функционирования программ, являются неэффективными, так как приводят к бесполезным затратам.

Цель тестирования для диагностики и локализации ошибок — точно установить первичное место искажения программ или данных, являющееся причиной отклонения результатов от эталонных, выявленного при тестировании для обнаружения ошибок. Эффективными являются тесты, способствующие быстрой и точной локализации первичных ошибок. На этой стадии затраты оправданы, и тестирование можно считать успешным, если оно привело к определению элементов программы, подлежащих корректировке.

После локализации и устранения обнаруженных ошибок применяется контрольное тестирование, цель которого состоит в подтверждении правильности выполненной корректировки программы и в отсутствии проявления ранее обнаруженной ошибки. Успешность тестирования определяется отсутствием устранявшейся ошибки, а также отсутствием вторичных ошибок, которые могут появиться после проведенной корректировки.

В соответствии с этими целями процесс тестирования проходит этапы: выбор метода тестирования, адекватного объекту и этапу отладки, а также основной цели его выполнения; планирование тестирования в соответствии с выбранным методом с учетом ограниченных ресурсов отладки, имеющихся для достижения заданного качества программы; разработка или моделирование наборов конкретных тестовых значений и соответствующих им эталонов; составление отладочных заданий с указанием контролируемых параметров, исходных данных и эталонов; реализация процесса тестирования и получение результатов функционирования объекта отладки при подготовленных тестах и отладочных заданиях; сравнение результатов тестирования с эталонами и обнаружение отклонений для принятия решений о проведении дополнительного тестирования с целью диагностики и локализации ошибок, а также для контроля правильности корректировки программ; оценка полноты проведенного тестирования выбранным методом и необходимости применения другого метода тестирования; оценка наличия ресурсов для продолжения отладки и момента ее завершения, а также определение достигнутого качества программ. Представленные этапы тестирования для обнаружения ошибок и оценки достигнутого качества программ в процессе отладки дополняются этапами диагностики и локализации ошибок, а также контроля проведенных корректировок. На этих этапах выполняются основные работы по совершенствованию программ и устранению ошибок. Для этого разрабатываются изменения текстов программ и описаний данных, которые реализуются путем подготовки откорректированной программы для продолжения тестирования. Важной особенностью этих этапов является разработка дополнительных тестов для локализации ошибок и контроля выполненных корректировок. Черный ящик - это подход к тестированию, при котором тестировщик не обладает знаниями об устройстве и логике внутренних аспектов продукта.

Данная стратегия производится на основании внешних проявлений работы программного обеспечения или сайта. Другими словами, специалист по тестированию руководствуется предположениями о возможных действиях пользователя. Под тестированием «черного ящика» обычно подразумевают тестирование через интерфейс пользователя (без доступа к исходному коду).Тестирование черного ящика также известно как функциональное тестирование. Преимущества тестирования «черного ящика»: анализ проводится с точки зрения пользователя, а не дизайнера тестировщику сайта или ПО не требуются знания каких-либо специальных языков программирования тестирование является объективным, так как дизайнер и тестировщик ПО независимы друг от друга тест кейсы могут быть разработаны сразу после подготовки спецификаций. Для тестирования «белого ящика» необходимы знания структуры данных, логики ПО, алгоритмов работы программы, архитектуры программного кода. Данный анализ проводится с точки зрения разработчика. Тестирование «белого ящика» и тестирование «черного ящика» являются неотъемлемой частью всего процесса тестирования программного обеспечения. По отдельности, они не дают предельно хороших результатов для сбалансированной работы компании по тестированию. Тестирование «черного ящика» может быть менее эффективным при поиске ошибок, связанных с потоком данных на уровне исходного кода. А тестирование «белого ящика» менее эффективно в нахождении макро-уровневых ошибок в операционной системе, а также ошибок совместимости. Тестирование «серого ящика» - это сочетание тестирования «черного» и «белого ящика». Тестирование «серого ящика» используется для оценки проекта в рамках взаимодействия его индивидуальных компонентов. Тестирование «серого ящика» наиболее подходит для тестирования веб-приложений, потому что для него необходимы высокоуровневая разработка, операционное окружение и условия совместимости.

Во время проведения анализа черного или белого ящика более сложно определить проблемы, связанные с непрерывным потоком данных. Специфические контекстные проблемы тестирования веб сайтов легче всего найти во время проверки серого ящика. Веб-приложения состоят из множества элементов, как на программном, так и аппаратном уровне. Эти компоненты должны быть проверены в контексте разработки системы для оценивания их взаимодействия и функциональности. Для тестирования «серого ящика» используются инструменты, нацеленные на понимание свойств приложения и окружения, с которым оно взаимодействует. Такой подход может быть использован для проверки «черного ящика» с целью увеличения продуктивности тестирования и производительности анализа багов. С другой стороны, проверка «серого ящика» - это использование неполной или предполагаемой информации о структуре или дизайне для дальнейшей концентрации или расширения анализа «черного ящика». Помните, что тестирование программного обеспечения более эффективно с хорошим пониманием поведения системы и ее архитектуры, процесса разработки продукта, требований приложения, типов ошибок.
1.4.Документирование программного обеспечения.

Документирование программного обеспечения– важный этап в процессе создания и эксплуатации программного обеспечения, так как пользователь начинает свое знакомство с программным продуктом с программной документации. Для чего предназначен программный продукт, как установить программный продукт, как начать с ним работать – это первые вопросы, на которые должна отвечать программная документация. Вопросы, связанные с документированием программных средств, решаются с помощью отечественных и международных стандартов, включающих стандарты на виды программной документации, структуру программных документов, требования к оформлению программных документов. Основу отечественной нормативной базы в области документирования программных средств составляет комплекс стандартов Единой системы программной документации (ЕСПД). Единая система программной документации- комплекс национальных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. Стандарты ЕСПД в основном охватывают ту часть документации, которая создается в процессе разработки программных средств. Эти стандарты носят рекомендательный характер. В соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании» они становятся обязательными на контрактной основе, то есть при ссылке на них в договоре на разработку или поставку программных средств. В состав ЕСПД входят:

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconКонспект лекций междисциплинарного курса мдк. 03. 01 Технология разработки...
Исследовать процессы создания новых технологий и определять их основные тенденции целесообразно, сопоставляя эти технологии с уровнем...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconКонспект лекций
Ш 39 Метрология, стандартизация, сертификация: Конспект лекций / О. А. Шейфель; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности....

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconКонспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 080110...
Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н. А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconКалендарно-тематический план учебной дисциплины преподаватель Алексеев Александр Игоревич
Наименование междисциплинарного курса мдк. 01. 01 Электрические машины и аппараты

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconТехнические средства автоматизации конспект лекций
Конспект лекций предназначен для студентов дневной, вечерней, заочной и дистанционной форм обучения по специальности 220301 «Автоматизация...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconКонспект лекций мдк 02. 02. Электронные средства и методы геодезических измерений
ПМ. 02. Выполнение топографических съемок, графического и цифрового оформления их результатов

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconКонспект лекций Владимир 2010 Министерство образования Российской...
Автоматизированные системы бухгалтерского и управленческого учета. Часть 1: Конспект лекций / Владим гос ун-т; Сост.: Д. Н. Васильев...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconРабочая программа спецкурса Олимпиадное программирование 8 и класс...
Рабочая программа элективного курса «Олимпиадное программирование» для 8 специализированного класса инженерно-технологической направленности...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconРабочая программа междисциплинарного курса мдк 01. 06 «Постановка голоса, хор»
ПО) по программам подготовки специалистов среднего звена (далее – ппссз) по специальности 53. 02. 03 Инструментальное исполнительство...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconРабочая программа междисциплинарного курса «Средства исполнения дизайн-проектов»
Рабочая программа междисциплинарного курса «Средства исполнения дизайн-проектов» разработана на основе Федерального государственного...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconКонспект лекций по дисциплине для специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»
Информационные системы в экономике: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов различных специальностей, изучающих дисциплину “Автоматизированные системы управления...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconКонспект лекций по дисциплине; Авторучка и карандаш
ПМ. 01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Задания разработаны с целью систематической оценки уровня освоения...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconКонспект-лекций основы социальной работы 44. 05. 01 «Педагогика и...
Мельников С. В. Основы социальной работы: Конспект-лекций по специальности 44. 05. 01 «Педагогика и психология девиантного поведения»...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconТематический план и содержание учебной дисциплины мдк. 02. 03 Программирование...

Конспект лекций междисциплинарного курса мдк 01. 02 Прикладное программирование iconУчебно-методический комплекс «Биохимия» 3 курс, V семестр 06. 03....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск