Курс лекций по дисциплине




НазваниеКурс лекций по дисциплине
страница1/15
ТипРеферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Для служебного пользования

Экз. № _____________

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

УПРАВЛЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ







КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»




Рыльск 1999



Авторский коллектив под руководством Ю. Мосеева (ФАС России)

Под редакцией В. Погорловского



В Н И М А Н И Е !
Настоящий материал содержит информацию ограниченного распространения.

Распространение или раскрытие его содержания должно быть ограничено персоналом, которому по роду работы необходимо ознакомление с данным материалом для выполнения своих служебных обязанностей.





Пользователи учебного пособия должны обеспечить конфиденциальность содержащейся в нем информации !






Копирование запрещено без предварительного письменного разрешения авторов.







СОДЕРЖАНИЕ:




Предисловие.........................................................................................................4
Введение...............................................................................................................5
Глава 1. Понятие о терроризме. Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Состояние авиационной безопасности в гражданской авиации..………………………….................................…....…5
Глава 2. Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО по авиационной безопасности. Нормативная правовая база обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации Российской федерации……………....32
Глава 3. Обеспечение авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия).............................................................................................41
Глава 4. Средства, используемые в диверсионно-террористических целях и их отличительные признаки. Способы несанкционированной доставки на воздушное судно предметов и веществ, запрещенных к перевозке. Методы их выявления…………………………………........……..…………………....77
Глава 5. Оборудование воздушных судов с целью обеспечения авиационной безопасности. Организация разрешенной перевозки оружия и боеприпасов, изъятых на время полета........................……..................…….95
Глава 6. Действия авиаперсонала в чрезвычайных ситуациях, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.………..............................................................................…………..101
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1.Нормативные правовые документы по авиационной безопасности....................................................................................................112

2.Хронология отечественного воздушного терроризма……….....……….117

3.Из истории отечественного терроризма.......................................………..128

Предисловие
Предлагаемое учебное пособии по дисциплине «Авиационная безопасность» предназначено для руководителей аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов), руководства служб авиационной безопасности (САБ).

Публикуемый информационный материал представляет собой учебное пособие по начальной подготовке.

Отдельные главы пособия могут быть использованы преподавателями учебных заведений гражданской авиации, в качестве методического материала по вопросам авиационной безопасности при обучении авиаперсонала аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов) и сотрудников организаций, связанных с деятельностью гражданской авиации.

Редакционная коллегия обращается к читателям с просьбой: принять активное участие в подготовке аналогичных учебных пособий и прислать в адрес УАБ ФАС России или Рыльского авиаколледжа: г. Рыльск Курской обл., ул. Дзержинского, 18 свои замечания и предложения по их содержанию, а также имеющиеся материалы по вопросам подготовки сотрудников САБ и авиаперсонала аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов) для включения в полное издание учебного пособия.

В присылаемых замечаниях и предложения по подготовке учебного пособия предлагается осветить следующие вопросы:

Какие темы следует раскрыть подробно (в большем объеме), а какие – кратко, сжато.

Как должно выглядеть учебное пособие (формат и объем, иллюстрации и таблицы, дополнительный методический материал).

Какой справочный и информационный материал следует включить в приложения к данному учебному пособию (определения и термины по АБ и ГА, типовые положения и инструкции, методики обучения, перечень нормативных правовых документов по авиационной безопасности и т. д.).
.
Введение

Курс предназначен для подготовки авиаперсонала по вопросам авиационной безопасности, применительно к конкретным условиям деятельности аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов) гражданской авиации.

Цель обучения - дать сотрудникам необходимые основы теоретических знаний и практических навыков для соблюдения ими мер авиационной безопасности в аэропорту (авиакомпании) в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

Курс подготовки может применяться при начальной, текущей подготовки и при повышении квалификации:

  • для совершенствования знаний членов экипажей вопросам авиационной безопасности;

  • для обучения различных категорий авиаперсонала и работников аэропорта (авиакомпании) мерам авиационной безопасности.

ГЛАВА 1.

Понятие о терроризме и авиационной безопасности в гражданской авиации.

Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Состояние авиационной безопасности в гражданской авиации

1.1. История терроризма. Терроризм на воздушном транспорте. Борьба с терроризмом.


Террористическая активность за последние 15 - 20 лет резко возросла во многих регионах мира и грозит стать глобальной угрозой. Террористические группировки экстремистского толка берут на вооружение методы, свойственные прежде лишь мафиозным структурам. Все чаще террористические акции используются как способ давления на правительства, общество, политических противников. Самый свежий пример - трагедия с заложниками в столице Перу Лиме в 1996 г., продолжавшаяся несколько месяцев.

Особенно привлекательны для террористов объекты транспорта, как наиболее уязвимые по сравнению с другими. Терракты на транспорте, как правило, сопровождаются большими жертвами, зачастую парализуют деятельность важнейших сфер экономики, вызывают огромный резонанс, дестабилизируют положение в обществе. За примерами далеко ходить не надо. Когда летом 1996г. в течение одного месяца были взорваны вагон московского метро и два столичных троллейбуса, автобус с пассажирами в Нальчике, Москва оказалась на грани введения чрезвычайного положения

В результате терактов только на воздушных судах и в аэровокзалах за последние 20 лет погибло более тысячи человек, причинен огромный материальный ущерб. Общее количество таких актов сократилось, но они стали более значительны по масштабам и количеству человеческих жертв. Эту тенденцию наглядно иллюстрируют взрыв самолета ,,Боинг-747,, авиакомпании ,,PAN AM,, над Шотландией в декабре 1988 года и самолета ,,Боинг-747,, авиакомпании ,,ТWА,, над островом Лонг-Айленд в июле 1996 года. Не уменьшается число угонов и попыток угона воздушных судов, захватов в заложники авиапассажиров и членов экипажей.

Эти преступления представляют повышенную социальную опасность. Они посягают на жизнь и здоровье людей, на собственность, грубейшим образом нарушают международное право, государственный суверенитет, обостряют международные, отношения. Поэтому борьба с терроризмом в самых разных его проявлениях остается одной из главных задач любого государства, независимо от его политического устройства.

Слово «террор» в переводе с латинского означает «ужас». До настоящего времени еще не выработано общепринятого определения слова ,,терроризм,,.

Терроризм - расчетливое использование угрозы применения насилия с целью достижения политических, экономических, идеологических и религиозных целей.

Терроризм – это символический акт или действие для оказания влияния на политический строй страны с тем, чтобы политические круги государства изменили свой подход к политической деятельности.

В соответствии с терминологией, установленной Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.98 «О борьбе с терроризмом» терроризм – насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения ) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

История терроризма

Терроризм, как явление человеческой жизни, известен давно. В первом веке нашей эры в Иудее действовала секта сикариев (сика – кинжал, короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителей, враждебных народу.

В средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и в Китае.

В 1848 году немецкий радикал Карл Гейнцен доказывал, что убийство применимо в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов» человечества. Гейнцен является основоположником теории современного терроризма. В его работах можно найти немало идей, созвучных идеологическим воззрениям современных террористов.

Карл Гейнцен считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. Гейнцен призывал использовать отравляющий газ, ракеты, а также рекомендовал искать новые средства уничтожения. Это и есть так называемая «философия бомбы», которая появилась в XIX веке, хотя ее корни уходят к оправданию тираноубийства в истории Греции и Рима.

Концепция «философии бомбы» получила дальнейшее развитие и совершенствование в «теории разрушения» Бакунина. Он отстаивал в своих научных работах мысль о признании лишь одного действия – разрушения. В качестве средства борьбы Бакунин предлагал яд, нож и веревку.

«Революционеры, - считал Бакунин, - должны быть глухи к стенаниям обреченных и не идти ни на какие компромиссы. Русская почва должна быть очищена огнем и мечом.».

Доктрина «пропаганды действием» была выдвинута анархистами в 70-е годы. Суть ее в том, что не слова, а только террористические действия могут побудить массы к давлению на правительство.

Эта же мысль проходит и у Кропоткина, когда он определяет анархизм как «постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита».

 Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX века. Его представители:

русские народники;

радикальные националисты Ирландии, Македонии, Сербии;

анархисты Франции 90-х годов;

националисты и анархисты Италии и Испании;

расисты США.

До первой мировой войны терроризм считался орудием левых. Но по существу к нему прибегали индивидуалисты без политических платформ, а также националисты, далеко не левых социалистических ориентаций.

После окончания первой мировой войны терроризм взяли на свое вооружение: правые национал-сепарасисты и фашисты (Германия, Франция, Венгрия), «Железная гвардия» (Румыния). Крупнейшими террактами того времени были политические убийства Карла Ликбнехта и Розы Люксембург в 1919 году, югославского короля Александра и французского премьер-министра Барту в 1934 году.

В основе этих движений лежат разные идеологические платформы, но фактически и те и другие руководствуются положениями доктрин «философии бомбы» и «пропаганды действием».

Завершается XX век, но ничего не изменилось в природе терроризма. Более того, терроризм теперь – спектр самых разнообразных явлений, начиная от политических убийств и кончая массовой гибелью людей в пламени гражданских войн.

И если для русских народовольцев, первомартовцев и эссеров совершение терракта это безусловно есть акт самопожертвования (самоуничтожения) во имя блага народа, то для националистов, расистов, фашистов, «красных бригад» – акт самоутверждения.

Фашистская Германия на глазах у всего мира растоптала Польшу. Был дан урок всей Европе, да и миру. Многие капиталистические государства поспешили проявить лояльность к соседу – бандиту. Что поделаешь - бандит силен.

 У современного терроризма одна цель - захват политической власти. В процессе распада СССР попытка насилием добиться националистических целей, дала новый дикий росток на древе государственного терроризма. В междоусобные войны были втянуты Армения, Азербайджан, Осетия, Молдова, Чечня.

П
 Все терракты, закончившиеся трагическим исходом, относятся

к XX веку.

 За последние 2 десятилетия жертвами терроризма стали более

30-ти государственных деятелей стран мира.

о данным независимых международных организаций только за одно десятилетие (с 1970 по 1980 год.) в мире совершено 8114 террористических актов. Тысячи людей стали жертвами разнузданного насилия бандитов. Однако 80-е годы оказались неизмеримо более жестокими. Только за первые 5 лет, с 1980 по 1985 год, количество террактов удвоилось. И далее их число неуклонно растет: в 1986 году –774, в 1987 году – 832, в 1988 году - 856.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Курс лекций по дисциплине iconКурс лекций ббк20. 1 я7 к 17 Калыгин В. Г
К а л ы г и н В. Г. Промышленная экология. Курс лекций. М.: Изд-во мнэпу, 2000. 240 с

Курс лекций по дисциплине iconТ. Б. Макарова Курс лекций по дисциплине
Ю. В. Посаднев, к ист н., доцент кафедры всеобщей истории Забггпу им. Н. Г. Чернышевского

Курс лекций по дисциплине iconКурс лекций для аспирантов направления «Технологии, средства механизации...
Хозяйстве» по дисциплине «Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов (мта) в растениеводстве»

Курс лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине Общий курс железных дорог
Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, исходя из следующих принципов: устойчивость его работы; доступность,...

Курс лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине «общий курс транспорта» Виды транспорта,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Курс лекций по дисциплине iconКурс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение
Также как и в случае с физиологическими потребностями, здесь можно сказать, что все будет инструментом обеспечения безопасности:...

Курс лекций по дисциплине iconКурс лекций по дисциплине «Мировая экономика» Понятие мирового хозяйства....
Каждая из составляющих мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так в рамках отдельных государств оказывает...

Курс лекций по дисциплине iconКурс лекции по компьютерным сетям
Жеретинцева Н. Н. Курс лекций по компьютерным сетям – Владивосток: двгма, 2000. – 158 с

Курс лекций по дисциплине iconКурс лекций и материалы к занятиям на семинарах по дисциплине «безопасность...
Введение (Глава 01) из учебника: «Безопасность жизнедеятельности»: учебник для вузов под ред. Белова С. В. М.: Высшая шк., 2004 –...

Курс лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине для специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»
Информационные системы в экономике: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»...

Курс лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов различных специальностей, изучающих дисциплину “Автоматизированные системы управления...

Курс лекций по дисциплине iconКонспект лекций (Гилевский Ю. Х.) по высшей геодезии за 3 курс обучения...
Конспект лекций (Гилевский Ю. Х.) по высшей геодезии за 3 курс обучения в Санкт-Петербургском техникуме Геодезии и картографии. Примерно...

Курс лекций по дисциплине iconКраткий курс лекций Производственная безопасность. Часть 3
Пламя возникает в результате сложного взаимодействия химических и физических процессов

Курс лекций по дисциплине iconКурс лекций
Аттестация рабочих мест по условиям труда. Цели, задачи, порядок и сроки проведения. Основные термины и их определения

Курс лекций по дисциплине iconКурс лекций Часть I киров 1998 ббк 74. 265. 1
Печатается по решению реакционно-издательского совета Вятского государственного педагогического университета

Курс лекций по дисциплине iconКурс лекций для студентов IV курса Специальности 080507 «Менеджмент организации»
Тема IХ. Научно-технический прогресс и повышение эффективности работы предприятия


Руководство, инструкция по применению








Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск