Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу




НазваниеМетодическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу
страница1/21
ТипМетодическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по междисциплинарному курсу

МДК 02.01. Планирование и организация работы структурного подразделения
в составе ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
(дневное отделение)
специальности среднего профессионального образования

151901 Технология машиностроения



2015 г.


Одобрена методическим объединением технических дисциплин

Протокол №___

от «___»_____________20 г


Председатель МО:

_________________Н.К. Дондук

Составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы специальности 151901 Технология машиностроения

Зам. директора по УПР и ЭД

__________________ А.Н. Ушанков


О.Л. Рыпина, преподаватель ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Методическое пособие содержит задания к практическим работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой практической работе, требования к знаниям и умениям. Приведен список основной литературы и нормативных документов, рекомендуемых для подготовки к практическим работам.

Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Практическая работа №1

«Расчет численности персонала структурного подразделения»

6

Практическая работа №2

«Построение организационной структуры подразделения»

13

Практическая работа №3

«Расчет потребного количества оборудования и показателей его использования»

18

Практическая работа №4

«Планирование производственной программы структурного подразделения»

23

Практическая работа №5 Расчет производственной мощности и загрузки оборудования»

28

Практическая работа №6

«Планирование фонда заработной платы структурного подразделения»

35

Практическая работа №7

«Расчет параметров поточных линий»

40

Практическая работа №8

«Расчет размера производственной партии и периодичности её запуска »

47

Практическая работа №9

«Расчет длительности производственного цикла»

52

Практическая работа№10

«Расчет плановой сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования»

60

Практическая работа №11

«Экономическое обоснование и выбор оптимального варианта технологического процесса»

65

Практическая работа № 12

«Нормирование потребности предприятия в отдельных видах материально-технических средств»

73

Практическая работа №13

«Принятие управленческих решений при планировании организационно-технического уровня производства »

79

Практическая работа №14

«Анализ мотивации структурного подразделения. Разработка системы мотивации»

85

Практическая работа №15

«Анализ конфликтных ситуаций»

90

Практическая работа № 16 « Расчет технико-экономических показателей структурного подразделения»

97

Практическая работа № 17

«Оценка экономической эффективности деятельности подразделения»

100

Практическая работа№18

«Выявление резервов повышения эффективности деятельности в структурном подразделении. Разработка задания по использованию выявленных резервов»

107

ПРИЛОЖЕНИЯ:




А

112

Б

113

В

114

Г

115

Д

116

Е

117

Ж

118

З

122



Введение

Практические работы направлены на формирование специалиста широкого профиля, способного обобщать экономические явления, обеспечивать развитие предприятий, разрабатывать направления повышения эффективности их деятельности в условиях рыночной экономики.

Методические указания по выполнению практических работ содержат комплекс задач, охватывающих основные прикладные аспекты планирования и организации работы структурного подразделения.

В процессе практического занятия обучающиеся решают ситуационные задачи под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Содержанием практических работ является решение различного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных задач и т. п.), работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками и др.

Состав заданий для практического занятия спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.

Выполнению практических работ предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации работы обучающихся на практических работах могут быть следующих видов: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации работ все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации работ одна и та же работа выполняется микрогруппами по 2-5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Выполнению практических работ предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.

В рамках данных методических указаний предусматривается, что выделенные жирным курсивом цифры увеличиваются на коэффициент, соответствующий номеру студента по списку. Таким образом, формируется индивидуальное задание каждому студенту.

Выполнение практических работ по МДК 02.01. Планирование и организация работы структурного подразделения направлено на формирование общих компетенций

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 6 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8 Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 9 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выполнение практических работ по МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения направлено на формирование профессиональных компетенций:

ПК 2.1.Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2.Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3.Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения МДК 02.01 должен:

уметь:

  • рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда;

  • рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования;

  • принимать и реализовывать управленческие решения;

  • мотивировать работников на решение производственных задач;

  • управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками;

знать:

  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

  • принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов;

  • принципы делового общения в коллективе.

Перечень практических работ составлялся с учетом требований ФГОС к умениям студентов по итогам изучения МДК 02.01. Планирование и организация работы структурного подразделения

Практическая работа №1

Расчет численности персонала структурного подразделения
Цель работы – научиться рассчитывать численность работников по категориям
Для выполнения работы необходимо знать:

– сущность и классификацию персонала предприятия;

– сущность списочной, среднесписочной и явочной численности работников;

– основы нормирования труда.
Для выполнения работы необходимо уметь:

– находить и использовать необходимую экономическую информацию;

– рассчитывать численность персонала структурного подразделения;
Выполнение данной практической работы способствует формированию профессиональной компетенции ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В практике учета кадров различают списочный состав, среднесписочный и явочный.

В списочный состав работников предприятия входят все категории постоянных, сезонных и временных работников, принятых на работу на срок не менее 5 дней. Кроме того, в списочный состав включаются также работники, принятые на работу по основной деятельности предприятия на срок свыше 1 дня. Включение в списочный состав производится со дня их зачисления на работу. В списках работников предприятия должны состоять как фактически работающие на данный период времени, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам.

Среднесписочная численность работников за отчетный месяц определяется путем суммирования числа работников за все календарные дни отчетного месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного периода. При этом списочное число работников за выходной или праздничный день принимается равным списочному числу работников за предшествующий рабочий день.

От списочного состава работников следует отличать явочный, который показывает, сколько человек из числа состоящих в списке явилось на работу.

Число фактически работающих показывает численность персонала не только явившегося, но и фактически приступившего к работе. Разность между явочным числом и числом фактически работающих показывает число лиц, находившихся в целодневных простоях (из-за аварий…)

Для определения потребного количества рабочих рассчитывают годовой эффективный фонд времени, устанавливающий число рабочих часов, которое должно быть отработано 1-м рабочим за год.


= (Др – (О +Н) , час

(1.1)

Где

Др – количество рабочих дней в году;

О – средняя продолжительность отпусков, дни.

Н – средняя продолжительность невыходов в связи с болезнью и другими уважительными причинами, дни.

– продолжительность смены, час.

Расчет численности основных производственных рабочих производится отдельно по каждой профессии (токарь, фрезеровщик и т.д.) и разрядам.

Списочная численность основного производства равна:




(1.2)


Где mc - количество станков, обслуживающих одновременно одним рабочим.

Однако в практике работы предприятия имеется значительное количество работ, не подлежащих нормированию.

В этом случае расчет производиться менее точно по средней выработке одного рабочего за предыдущий год.

Эта выработка увеличивается на процент планируемого роста производительности труда.

Численность основных производственных рабочих на ненормируемых работах равна:




(1.3)


Где ПР – план производства на ненормируемых работах, руб.

Птр – планируемая производительность труда (выработка), руб.
Численность вспомогательных рабочих может определять:

- по местам обслуживания. Так рассчитывается численность транспортных рабочих.

- по нормам времени. Так производят расчет численности ремонтных рабочих. Чем больше трудоемкость ремонтных работ, тем больше требуется ремонтных рабочих.

- по нормам относительной численности, т.е. в % к числу основных производственных рабочих. Так производится расчет контролеров, кладовщиков, комплектовщиков, распределителей работ.

- по нормам обслуживания. Так рассчитывается численность наладчиков оборудования.

Явочная численность наладчиков равна:




(1.4)

Где

S – количество станков, требующих наладки.

– коэффициент сменности работы оборудования.

- норма обслуживания на 1 наладчика в смену, шт.

Норма обслуживания показывает, сколько станков данного типа может обслуживать наладчик за смену. Она устанавливается по каждому виду оборудования отдельно и зависит от сложности оборудования и его наладки.

Списочная численность наладчиков равна:




(1.5)






(1.6)

Где

Rп.яв – количество наладчиков явочная, чел.

К – коэффициент, учитывающий потери времени по уважительным причинам (болезни, отпуска).

а – планируемый % потерь времени по уважительным причинам.

Потребное количество ИТР, МОП, охраны определяется по штатному расписанию которое разрабатывается предприятием самостоятельно на основании производственной структуры предприятия и структуры управления предприятием.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Решите задачи, используя приведенные алгоритмы.


Порядок формирования индивидуального задания:

Выделенные жирным курсивом цифры увеличиваются на номер студента по списку.



Пример 1

На участке установлено 50 станков. Режим работы 2 смены. Норма обслуживания 4 станка на 1 рабочего. Определить явочное количество рабочих.

Решение

  1. Определяем явочное количество рабочих






(1.7)



Задача 1

На участке установлено 60 станков. Режим работы 2 смены. Норма обслуживания 3 станка на 1 рабочего. Определить явочное количество рабочих.

Пример 2

В цехе установлено 120 станков. Режим работы 3 смены. В 1-ю смену отработало 120 станков, во 2-ю смену 100 станков, в 3-ю смену 50 станков. Норма обслуживания на одного наладчика в смену 12 станков. Потери времени по уважительным причинам 10%. Определить списочную численность наладчиков

Решение

  1. Определяем коэффициент сменности




(1.8)




  1. Определяем явочную численность наладчиков




(1.9)



  1. Определяем коэффициент, учитывающий потери времени по уважительным причинам (болезни, отпуска).







(1.10)




(1.11)

  1. Определяем списочную численность наладчиков







(1.12)



Задача 2

В цехе установлено 130 станков. Режим работы 3 смены. В 1-ю смену отработало 125 станков, во 2-ю смену 120 станков, в 3-ю смену 100 станков. Норма обслуживания на одного наладчика в смену 10 станков. Потери времени по уважительным причинам 11%. Определить списочную численность наладчиков
Пример 3

Годовая программа выпуска 14000 шт. Коэффициент выполнения норм 1,1. Продолжительность смены 8 ч. Штучно-калькуляционное время изготовления одного изделия 7 нормо-часов. Количество рабочих дней в году 256дней. Продолжительность отпуска 23 дня. Средняя продолжительность невыходов на работу 7 дней. Определить списочную численность рабочих.

Решение

  1. Рассчитываем годовой эффективный фонд времени




= (Др – (О +Н) , час

(1.13)


= (256 – (23+7)) =1808 час.


  1. Списочная численность основного производства равна:






(1.14)



Задача 3

Годовая программа выпуска 15000 шт. Коэффициент выполнения норм 1,2. Продолжительность смены 8 ч. Штучно-калькуляционное время изготовления одного изделия 5 нормо-часов. Количество рабочих дней в году 258дней. Продолжительность отпуска 22 дня. Средняя продолжительность невыходов на работу 17 дней. Определить списочную численность рабочих.
Пример 4

Определить высвобождение рабочих в результате снижения трудоемкости изготовления изделия на 40%. Трудоемкость изготовления до мероприятий по снижению трудоемкости составляла 1,5часа. Годовой эффективный фонд времени 1820 часов. Коэффициент выполнения норм 1,15. Годовой выпуск продукции 15000штук.
Решение

  1. Списочная численность работников основного производства равна:






(1.15)





  1. Определяем трудоемкость изготовления изделия после внедрения мероприятий по её снижению:




  1. Списочная численность работников основного производства после снижения трудоемкости:




  1. Высвобождение работников



Задача 4

Определить высвобождение рабочих в результате снижения трудоемкости изготовления изделия на 30%. Трудоемкость изготовления до мероприятий по снижению трудоемкости составляла 0,5 часа. Годовой эффективный фонд времени 1835 часов. Коэффициент выполнения норм 1,2. Годовой выпуск продукции 18000штук.
Пример 5

Годовой выпуск продукции составил 400 млн. руб. Производительность труда 15 млн. руб. В планируемом периоде ожидается рост производительности труда на 8%. Определить численность работников в плановом периоде.

Решение

  1. Определяем производительность труда в плановом периоде





  1. Определяем численность работников в плановом периоде






(1.16)




Задача 5

Годовой выпуск продукции составил 300 млн. руб. Производительность труда 17млн. руб. В планируемом периоде ожидается рост производительности труда на 10%. Определить численность работников в плановом периоде.
Пример 6

Определить списочную численность рабочих основного производства в разрезе по сменам по следующим исходным данным. Участок работает 2 смены по 8 часов. Средняя продолжительность отпусков 18 дней. Невыходов на работу - 8 дней Количество рабочих дней в году 256 дней. Годовая программа выпуска 500000 штук.

Решение

  1. Определяем годовой эффективный фонд времени


= (156 – (18+8)) =1840 час.

  1. Определяем списочную численность работников основного производства по операциям техпроцесса






(1.17)






Расчеты обобщаем в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Техпроцесс обработки детали



Наименование операции

Кол-во станков, ед.

Норма времени

Кол-во станков, обслуживаемых одним рабочим, ед.

Расчетное кол-во рабочих, чел.

Принятое кол-во рабочих, чел.

В т.ч. по сменам

























1 смена

2 смена













Тшт.к., мин.

Тшт.к.,час.
















005

Фрезерная

3

1,2

0,02

1

5,43

6

3

3

010

Сверлильная

4

1,8

0,03

1

8,15

8

4

4

015

Токарная

10

5,1

0,085

2

11,60

12

6

6

Итого

17













26

13

13






Задача 6

Определить списочную численность рабочих основного производства в разрезе по сменам по следующим исходным данным. Участок работает 2 смены по 8 часов. Средняя продолжительность отпусков 20 дней. Невыходов на работу 11 дней Количество рабочих дней в году 256 дней. Годовая программа выпуска 750 000 штук.
Таблица 1.2– Техпроцесс обработки детали



Наименование операции

Кол-во станков, ед.

Норма времени

Кол-во станков, обслуживаемых одним рабочим, ед.

Расчетное кол-во рабочих, чел.

Принятое кол-во рабочих, чел.

В т.ч. по сменам

























1 смена

2 смена













Тшт.к., мин.

Тшт.к.,час.
















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

005

Фрезерная

2

1,7




1













010

Токарная

4

1,9




1













Продолжение таблицы 1.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

015

Шлифовальная

3

2,3




1













Итого





























КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Понятие списочного и среднесписочного состава работников. Их отличия.

  2. Понятие явочной численности работников

  3. Как определяется численность работников основного производства?

  4. Как определяется численность вспомогательных рабочих?


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2011.

  2. Миронов М.Г. , Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): учебник/М.Г. Миронов, С.В. Загородников.– М.ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 320с. – (Профессиональное образование)

  3. Экономика предприятия: Под ред. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 2 – е изд, перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010г.

  4. Кнышова Е. Н. Менеджмент: учебное пособие.– М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304с.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconМетодическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу
Планирование численности и рациональной расстановки работников структурного подразделения по рабочим местам

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconМетодические указания по выполнению практических и лабораторных работ...
Учебно-методическое пособие предназначенодля студентов 3 курса, обучающихся по профессии 23. 01. 03 Автомеханик. Пособие содержит...

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconУчебно-методическое обеспечение по междисциплинарному курсу мдк 01....
Наименование документа: учебно-методическое обеспечение организации и выполнения практических занятий по пм. 01, Мдк 01

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconТеория оценки
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для специальности «Земельно-имущественные отношения»

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconУчебно-методическое пособие по выполнению практических работ для...
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническая эксплуатация...

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconУчебно-методическое пособие по выполнению практических работ для...
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническая эксплуатация...

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ по междисциплинарному курсу мдк02. 01
ПМ02. Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconМетодическое пособие по выполнению лабораторных работ по курсу моделирование...
Рассчитать коэффициенты передаточной функции управляемого объекта по заданным исходным данным

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconИнформационные технологии в профессиональной деятельности
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для студентов по специальности «Земельно-имущественные отношения»

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconУчебно-методическое пособие по выполнению письменных работ по учебной дисциплине Красноярск
Б 948 Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: Учебно-методическое пособие по выполнению письменных...

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconМетрология, стандартизация и сертификация
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническая эксплуатация...

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconУчебно-методическое пособие по выполнению практических работ для...
ПМ. 01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconСоставление энергетического паспорта предприятия
Учебно-методическое пособие по выполнению практических и лабораторных работ для студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническая...

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине...
...

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconУчебно-методическое пособие по выполнению практических работ для...
Задания для практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...

Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по междисциплинарному...
Мдк. 01. 01 раздел 3 Технические средства информатизации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск