«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)»




Название«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)»
страница1/14
ТипАнализ
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Обобщения судебной практики, проведенные судьями и помощниками судей во 2-м полугодии 2008 г.


1

2

3

1.

Обобщение судебной практики по делам, связанным с применением законодательства о лицензировании.

судья Капишникова Т.И.,

помощник судьи Балашова Ю.А.

2.

Обобщение судебной практики по теме «Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г. и 1 полугодия 2008 года)».


судья Клименко Е.В.

помощник судьи Подрига Н.В.

3.

Обобщение судебной практики рассмотрения споров, связанных с защитой деловой репутации.

судья Нефёдова И.В.

помощник судьи Лазутина О.И.

4.

Обобщение судебной практики рассмотрения споров, связанных с обращением взыскания на заложенное имущество


судья Зенова С.В.

помощник судьи Сёмина И.И.

5.

Обобщение судебной практики рассмотрения споров, вытекающих из обязательств, вследствие неосновательного обогащения


судья Короткова Л.В.

помощник судьи Крышкина Т.А.



  1. Обобщение судебной практики по делам,

связанным с применением законодательства о лицензировании
Настоящее обобщение проведено в соответствии с п. 3.1 «Плана работы арбитражного суда Орловской области на второе полугодие 2008г.».

Изучены судебные акты по 108 делам, рассмотренным в 2008 г. Для более широкого раскрытия темы взяты несколько судебных актов, рассмотренных в 2007 г., решения по которым вступили в законную силу в 2008г. в связи с принятием постановлений апелляционной либо кассационной инстанциями.

Анализ судебных актов показал, что все споры относятся к двум видам:

1. О привлечении к административной ответственности по заявлениям контролирующих органов, которые в силу закона наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях (категория 32.2.2)

2. Иные экономические споры по заявлениям об аннулировании лицензии (категория 34).

по заявлениям Управления Государственного автодорожного надзора по Орловской области за 11 месяцев 2008 г. рассмотрено 69 дел;

по заявлениям Службы по тарифам Орловской области - 12 дел;

по заявлениям Федерального агентства по строительству и ЖКХ - 7 дел;

по заявлениям органов прокуратуры-11 дел;

по заявлениям ГУ МЧС РФ по Орловской области – 3 дела;

по заявлениям органов внутренних дел – 3 дела;

по заявлениям Управления ФНС России по Орловской области -2 дела;

по заявлениям иных органов – 1 дело.
1. Общая характеристика законодательства о лицензировании.
Лицензирование – один из рычагов государственного регулирования экономики, позволяющих контролировать предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов всех форм собственности, обеспечивая защиту прав граждан, интересов государства и общества.

В числе неотъемлемых прав гражданина - право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ).

Государство вправе ограничивать свободу предпринимательства лишь для достижения целей, обозначенных Конституцией. Согласно ст.55 Конституции РФ, ограничение прав граждан допускается только федеральным законом. Лицензирование, т.е. выдача разрешения на занятие теми или иными видами предпринимательства, ограничивает экономическую свободу. В связи с этим ст. 49 ГК РФ установлено, что перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливается только законом.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ установлено, что его действие не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности лицами, обладающими правами на такое использование в силу федерального закона или договора; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность; деятельность инвестиционного фонда; деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Лицензирование вышеуказанных видов деятельности отнесено Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ к сфере, регулируемой специальным отраслевым законодательством, к которому относится следующее: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1; Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи»; Закон РФ от 20.02.1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»; Таможенный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты в области таможенного дела; Основы законодательства РФ о нотариате, утвержденные Верховным Советом РФ 11.02.1993 г. № 4462-1; Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»; Гражданский кодекс РФ; Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»; Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»; Лесной кодекс РФ; Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»; Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»; Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 г. № 796; Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, действуют в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с ним.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Основными принципами осуществления лицензирования в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Лицензией согласно ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»).

Статьей 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ установлено, что срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Критерии определения лицензируемых видов деятельности предусмотрены ст.4 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, согласно которой к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Перечень лицензируемых видов деятельности приведен в п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, при этом п. 3 указанной статьи установлено, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяются согласно ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ Правительством РФ, к компетенции которого данной статьей также отнесено утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В настоящее время Правительством РФ утверждено порядка 50 таких положений, в том числе Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 599); Положение о лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов (утв. Постановлением Правительства от 14.12.2006 г. № 766); Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (утв. Постановлением Правительства от 15.07.2002 г. № 526); Положение о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №279); Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров, Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. Постановлением Правительства от 25.10.2006 г. № 625); Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II в соответствии с федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 648); Положение о лицензировании деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.10.2006 г. № 603); Положение о лицензировании аудиторской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 80); Положение о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 г. № 117); Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 г. № 600); Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637); Положение о лицензировании космической деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 г. № 403); Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, Положение о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 г. № 174) и др.

Ряд положений разработан субъектами РФ в пределах их компетенции. Например, Постановлением Главы администрации Орловской области от 15.11.1996 г. № 607 «О лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции» утверждено Положение о лицензировании на территории Орловской области деятельности по производству, разливу, хранению и реализации этилового спирта и алкогольной продукции, согласно приложению.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 10 Закона Орловской области от 10.12.2001 г. № 229-ОЗ «О системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» Коллегия области в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Орловской области, иными законами области в соответствии с федеральным законодательством определяет органы, осуществляющие лицензирование деятельности хозяйствующих субъектов.

В соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 43 Закона Орловской области от 10.12.2001 г. № 229-ОЗ лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации) осуществляет Департамент социальной политики Орловской области.

Функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции области, согласно подп. 4 п. 3 ст. 51.2 Закона Орловской области от 10.12.2001 г. № 229-ОЗ обеспечивает Служба недропользования Орловской области.

Служба по тарифам Орловской области выдает разрешения (лицензии) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и области (подп. 17 п. 3 ст. 51 Закона Орловской области от 10.12.2001 г. № 229-ОЗ). Согласно подп. 50, 51, 53-55 п. 2.1 Положения о Службе по тарифам Орловской области, утвержденного Постановлением Коллегии Орловской области от 28.07.2006 г. № 146, Служба по тарифам Орловской области осуществляет в установленном законодательством порядке лицензирование следующих видов деятельности: розничной продажи алкогольной продукции; производства, хранения и поставок спиртосодержащей непищевой продукции (произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям; получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции); заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов; заготовки, переработки и реализации лома черных металлов; осуществляет государственный контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции; ведет в установленном порядке государственную регистрацию выданных лицензий, реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых осуществляет Служба; рассматривает уведомления о намерении осуществлять на территории Орловской области деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом иного субъекта Российской Федерации; предоставляет в установленном порядке заинтересованным лицам сведения из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий; прекращение действия лицензий в случае, предусмотренном п. 3 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ; ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Принятие решения о предоставлении лицензии в соответствии со ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляется лицензирующим органом на основании заявления соискателя лицензии, содержащего информацию о наименовании и организационно-правовой форме юридического лица, месте его нахождения, адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; о фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчестве индивидуального предпринимателя, месте его жительства, адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данных документа, удостоверяющего его личность, основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; идентификационном номере налогоплательщика и данных документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; лицензируемом виде деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять; и прилагаемых к заявлению документов: копий учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (ст. 15 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ; подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ); копий документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности проводится лицензионный контроль. К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, лицензирующим органом осуществляется приостановление действия лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии (п.3 ст.13 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ).

За нарушение действующего законодательства о лицензировании предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий установлена следующими статьями КоАП РФ: ст. 6.2 «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)»; ст. 7.3 «Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)»; ст. 7.5 «Самовольная добыча янтаря»; ст. 7.11 «Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии)»; ст. 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии»; ст. 8.40 «Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы»; ст. 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ст. 13.3 «Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»; ст. 13.12 «Нарушение правил защиты информации»; ст. 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации»; ст. 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»; ст. 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта»; ст. 14.20 КоАП РФ «Нарушение законодательства об экспортном контроле»; ст. 18.13 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей»; ст. 19.20 «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)»; ст.20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»; ст. 20.15 «Продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии»; ст. 20.16 «Незаконная частная детективная или охранная деятельность»; ст. 20.23 «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Согласно ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).

Статьей 171 УК РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

То же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

УК РФ также установлена уголовная ответственность за осуществление незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ); за превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности (ст. 203 УК РФ); за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ).

Также стоит отметить, что согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать последствия, предусмотренные ст. 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной.

Следует учитывать также и значение лицензирования для налогообложения. Например, применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию (п. 1 ст. 122 НК РФ, п. 1 ст. 126 НК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 149, п. 6 ст. 149 НК РФ).
2. Анализ судебной практики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconСудебной практики по гражданским делам за 2 полугодие 2007 года в...
В соответствии с п. 1 ст. 325 Гк РФ исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников...

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconОб оплате по новым правилам штрафов и пеней за нарушение контрактов
Постановление Правительства РФ от 30. 08. 2017 №1042 (вступает в силу 9 сентября 2017 года.)

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconВопросы судебной практики, возникающие в ходе применения
Целью обобщения является изучение судебной практики поприменению судами постановлений Государственной Думы Федерального Собрания...

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconОбзор судебной практики по налоговым спорам
Российское налоговое законодательство остается противоречивым и допускающим различные варианты прочтения. Неуплата налогов влечет...

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconОбобщение судебной практики по гражданским делам по спорам о восстановлении...
Обобщение проведено в соответствии с планом аналитической работы Кольского районного суда Мурманской области на 2009 года

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconБюллетень №2 от 25. 02. 2009
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2008

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconОбзор судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным...
В соответствии с планом работы Новосибирского областного суда в первом полугодии 2009 года проведено обобщение судебной практики...

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconОбзор судебной практики по спорам о защите прав потребителей при...
В соответствии с планом работы Саратовского областного суда на второе полугодие 2013 года судебной коллегией по гражданским делам...

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconБюллетень №5 2010 года
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2009 года

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconОбзо р судебной практики рассмотрения гражданских дел гарнизонными...
Таким образом, объем судебной работы по рассмотрению заявлений в истекшем периоде по сравнению с предыдущим уменьшился на 8,6 %....

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconПрограмма социально-экономического развития страны рассчитана всего...
По мнению Геннадия Зюганова, кто пойдет на выборы 2008 года с Германом Грефом, обрекает себя на поражение

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconГ. Пермь 16 октября 2008 г
«Пермская краевая клиническая больница №2 «Институт сердца» в 2006 2007 гг., 9 месяцев 2008 года

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconОбзор судебной практики по гражданским делам, рассмотренным Рязанским...

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconПриказ от 27 апреля 2009 г. N 55 о переводе мер социальной поддержки...
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23 февраля 2007 года n пр-294 (пункт 2) и в соответствии со статьей 14...

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconИзбирательной комиссии Ивановской области
Ивановской области от 16 октября 2007 года №17/99-4 был объявлен одиннадцатый областной конкурс рефератов учащихся средних общеобразовательных...

«Исполнение обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов бюджетным учреждениям (по материалам судебной практики 2007 г и 1 полугодия 2008 года)» iconОбобщение судебной практики осташковского городского суда тверской...
Рассмотрение гражданских дел Осташковским городским судом Тверской области характеризуется следующими данными


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск