Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5




НазваниеУчебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5
страница1/40
ТипУчебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Ю.А. Александров

Основы
радиационной
экологии





Учебное пособие

Йошкар-Ола, 2007

ББК 40.1

УДК 631.5

А 46


Рецензенты:

Т.М. Быченко, канд. биол. наук, доц. Иркутского гос. пед. ун-та;

О.Л. Воскресенская, канд. биол. наук, доц. МарГУ;

В.Н. Самарцев, канд. биол. наук, проф. МарГУ

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом МарГУ
Александров Ю.А.

А 46 Основы радиационной экологии: Учебное пособие /Мар. гос. ун-т; Ю.А. Александров. – Йошкар-Ола, 2007. – 268 с.

ISBN 978-5-94808-312-4

Пособие предназначено в качестве дополнительного для студентов биологических, экологических и сельскохозяйственных специальностей для изучения дисциплин «Радиационная экология», «Сельскохозяйственная радиобиология». Оно соответствует учебной программе, утвержденной УМО по классическому университетскому образованию Российской Федерации; УМО по зооветеринарным специальностям: 110403 – Ветеринария, 110401 – Зоотехния; УМО по агрономическим специальностям: 110305 – Технология производства и переработки продукции сельского хозяйства, 110203 – Агроэкология, 110201 – Агрономия (специализации «Экологическое земледелие»).

В нем изложен теоретический материал по радиационной экологии. Оно включает введение, 4 основных раздела, приложения, список использованной литературы, краткий терминологический словарь.


ББК 40.1

УДК 631.5
© Александров Ю.А., 2007

© ГОУВПО «Марийский государственный

ISBN 978-5-94808-312-4 университет», 2007

Посвящается 80-летнему юбилею
Василия Алексеевича Киршина





КИРШИН Василий Алексеевич – лауреат государственной премии СССР, доктор ветеринарных наук, профессор.



Учебное пособие «Основы радиационной экологии» посвящается 80-летнему юбилею (1928 г.) моего научного руководителя и учителя, доктора ветеринарных наук, профессора, члена-корреспондента АН Республики Татарстан, лауреата Государственной премии СССР (1979),
заслуженного деятеля науки Татарской АССР Василия Алексеевича Киршина.

Киршин В.А. – автор фундаментальных трудов в области патологии и патогенеза радиационных поражений, обоснования первичности реакции иммунной системы в развитии лучевого поражения, разработки средств эффективной противорадиационной защиты, проблем использования ионизирующих излучений для повышения продуктивности животноводства, разработки технологии получения иммуно­диаг­ностикумов и иммунопрепаратов для диагностики и лечения радиационных воздействии, явления эмбрионального и постэмбрионального радиационного гормезиса и методов их использования в животноводстве.

Он основал отдел радиобиологии в Казанской государственной академии ветеринарной медицины, во Всероссийском научно-исследо­вательском ветеринарном институте (г. Казань).

Созданная В.А. Киршиным Казанская школа ветеринарной радиобиологии насчитывает двадцать пять докторов и восемьдесят шесть кандидатов наук.

Он опубликовал более шестисот научных работ, три учебника и пять учебных пособий, радиобиологический справочник, радиобиологический словарь, четыре руководства по защите животных, получил пятьдесят пять авторских свидетельств и шесть патентов на изобретения, разработал более ста двадцати рекомендаций и наставлений, утвержденных ГУВ МСХ СССР, России, Белоруссии, Украины, для использования в сельскохозяйственном производстве.

В.А. Киршин награжден двумя орденами «Знак Почета», пятью медалями, четырьмя медалями «Отличник высшей школы», почетным знаком ГО, нагрудным знаком участника ликвидации последствий аварий на Чернобыльской аварии, удостоен звания «Изобретатель СССР».

Он является членом Российского и Белорусского экспертного Совета по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Желаем многоуважаемому Василию Алексеевичу Киршину здоровья, благополучия и творческого успеха.

Юрий Александрович Александров (1991 г.) доцент, канд. биол. наук, зав. кафедры зоотехнии Маргосуниверситета; Алексей Гаврилович Махоткин (1982 г.) доцент, канд. вет. наук, заслуженный деятель науки Марийской АССР (1995 г.), лауреат Государственной премии Республики Марий Эл (2005 г.).
Введение


Радиоактивность и сопутствующие ей ионизирующие излучения су­ществовали задолго до зарождения жизни на Земле. Считается, что ионизирующие излучения сопровождали большой взрыв, с которого, как мы сейчас полагаем, началось существование нашей Вселенной около 20 млрд лет назад. С того времени радиация постоянно наполня­ет космическое пространство, а радиоактивные материалы вошли в со­став Земли с самого ее рождения. Даже человек слегка радиоактивен, так как в любой живой ткани присутствуют в следовых количествах ра­диоактивные вещества. Да и само зарождение жизни на Земле проис­ходило в присутствии радиационного фона окружающей среды. Уче­ные часто дискутируют о том, шло ли развитие жизни наперекор по­стоянному скрытому патогенному воздействию радиации или же способность ионизирующих излучений вызывать мутации и послужила основной причиной непрерывной эволюции биологических видов в сторону повышения их организации. Однако в настоящее время никто не сможет с уверенностью сказать, как в действительности обстоит дело. И новое, что создал человек в этом отношении, это лишь допол­нительная радиационная нагрузка, которой подвергаются люди, на­пример, во время медицинских рентгенологических исследований, при полетах в самолетах и космических кораблях, при выпадении радиоак­тивных осадков, образующихся после испытания ядерного оружия или в результате работы атомных электростанций.

В результате этого в настоящее время миллионы людей контактиру­ют с ионизирующими излучениями, загрязняя порой окружающий мир, а внешняя среда является постоянным источником низко интен­сивного радиационного воздействия на организм человека.

Овладение энергией атомного ядра вовлекло огромные контингенты людей в сферу контактов с ионизирующим излучением (ИИ), а развитие ядерной энергетики как составной части научно-технического прогресса, применение ИИ и радиоактивных веществ в биологии, медицине, в сельском хозяйстве и в других областях расширило эти контакты, увеличило риск возможного воздействия на человека ионизирующей радиации. Расширение контактов человечества с ионизирующей радиацией, как составной частью внешней среды, делает особенно актуальным изучение их биологического действия и профилактику возможного повреждающего действия его.

Т
Предмет радиационной
экологии и ее задачи

ермин «экология» (от греч. ойкос – дом, жилище, место обитания и логос – учение) был предложен в 1866 году немецким биологом-эво­люционистом Эрнстом Геккелем. Он понимал экологию как науку, изучающую взаимоотношения животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической.

В современном понимании, экология – это наука о взаимоотно­шениях между живыми организмами и средой их обитания. Предмет экологии – изучение совокупности живых организмов, взаимодейст­вующих друг с другом и образующих с окружающей средой некое единство (систему), в пределах которого осуществляется процесс трансформации энергии и органического вещества. Основная задача экологии – изучение взаимодействия энергии и материи в экологи­ческой системе.

Сообщества живых организмов, обитающих на планете, образуют с окружающей средой экологическую систему, в которой осуществля­ются трансформация энергии и круговорот веществ. Согласно совре­менным взглядам, экосистема – это совокупность различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой таким образом, что вся совокупность может су­ществовать неопределенно долгое время. Другими словами, экосисте­ма – это структурная и функциональная единица, состоящая из взаи­модействующих биотических и абиотических компонентов, через кото­рые проходит поток энергии.

Как наука и учебная дисциплина экология основывается на разных отраслях биологии (физиологии, радиобиологии, токсикологии, гене­тике и др.), а также физике, химии, геологии, математике и других не­биологических науках. С другой стороны, формирование экологии еще не завершено и часто вопросы, относящиеся к ней, излагают в курсах биологии, гигиены, географии и др. Тем не менее в составе экологии выделился ряд в значительной мере самостоятельных направлений, к числу которых относится и радиационная экология.

На современном этапе развития радиационной экологии глав­ными ее задачами являются:

  1. Продолжение изучения воздействия радиоактивного излучения на растительные и животные организмы, популяции и экосис­-
    темы и прогнозирование последствий радиоактивного загрязнения
    биосферы.

  2. Исследование путей распространения радиоактивных изотопов в природной среде.

  3. Разработка безопасных для животных организмов норм ра­диоактивного загрязнения компонентов природной среды.

  4. Изучение выживания и адаптации живых организмов в усло­виях хронического облучения радионуклидами.

  5. Исследование длительного действия на живые организмы малых доз радиации и прогнозирование отдаленных последствий такого облучения.

6. Немаловажной задачей радиационной экологии является по­пуляризация этой науки среди широких слоев общественности, пос­кольку радиационная опасность осознана пока далеко не всеми.

7. Специалисты в области радиационной экологии должны широ­ко использовать радиоэкологический мониторинг, т.е. систему на­блюю­дений за изменением состояния окружающей среды под дейс­твием ее радиоактивного загрязнения.
О
История развития
радиационной экологии

ткрытие Вильгельмом Конрадом Рентгеном в 1895 году Х-лучей, названных впоследствии рентгеновскими (рентгеновыми) и сообщение 24 февраля 1896 года на заседании Французской академии наук профессора Анри Беккереля о том, что соединения урана испускают лучи, обладающие свойством ионизировать воздух, которое затем было названо естественной радиоактивностью, дало начало развитию ядерной физики и радиационной биологии, экологии.

Открытием А. Беккереля заинтересовались крупнейшие уче­ные того времени, среди которых в первую очередь необходимо на­звать Марию и Пьера Кюри, Э. Резерфорда и Ф. Содди. Впоследствии было открыто много других радиоактивных элементов, но внимание исследователей сосредоточилось вокруг трех из них – урана, тория и радия. Все это привело к зарождению совершенно новой науки – ядерной физики, бурное развитие которой началось уже в новом XX веке и привело в конце концов к созданию управляемых ядер­ных реакторов и атомного оружия. Это произошло в сороковых годах прошлого века сначала в США, а затем в Советском Союзе. Таким образом, 40-е годы XX столетия можно считать началом вступле­ния человечества в атомную эру.

Интенсивные испытания сверхдержавами ядерного и термо­ядерного оружия в 50-х – 60-х и быстрое раз­витие атомной энергетики привело к выбросам в биосферу огром­ных масс радиоактивных веществ. К этому надо добавить загрязне­ние окружающей среды радионуклидами, вследствие проводимых взрывов атомных зарядов в мирных целях.

К другим источникам радиоактивного загрязнения, нарушаю­щим сложившийся за миллионы лет радиационный фон на нашей планете, следует отнести добычу и переработку урановых и ториевых руд, производство ядерного оружия, эксплуатацию ядерных ре­акторов на кораблях, исследовательские работы в области ядерной физики, а также использование радиоизотопов в науке, промышлен­ности, сельском хозяйстве и медицине.

Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что миллионы людей в мире проживают сейчас в неблагоприятной радиационной обстановке, что стало особенно ясно после аварии на Чернобыльской АЭС в середине восьмидесятых годов, когда произошло весьма значительное увеличение глобального радиационного фона.

Аварии на ядерных установках и утечки радионуклидов в био­сферу на данном этапе развития цивилизации – явление далеко не редкое. Поэтому каждый сознательный житель планеты должен знать радиационную обстановку на территории, где он проживает, иметь представление об основных естественных и искусственных радионуклидах, поражающих действиях радиоактивных веществ, их физических и химических свойствах, закономерностях концент­рации их в различных сферах окружающей среды, влиянии на живые организмы, продвижении радиоизотопов по пищевым цепочкам, ме­тодах экспрессной оценки радиоактивности различных объектов и способах защиты от внешнего и внутреннего радиоактивного облу­чения.

Названными и многими другими проблемами занимается ра­диационная экология, которая в настоящее время в виде отдельно­го предмета или в виде раздела в других дисциплинах преподается на многих естественных факультетах и отделениях высших и средних специальных учебных заведений и даже в старших классах некото­рых школ.

5 декабря 1995 г. Государственной Думой Российской Федера­ции был принят закон «О радиационной безопасности населения». Он наделил органы государственной власти субъектов федерации полномочиями разрабатывать на основе упомянутого федерального закона нормативно-правовые акты субъектов федерации и реализовывать свои программы в области радиационной безопасности населения.

Начиная с середины 40-х годов XX века, со времени пер­вого испытания атомной бомбы в Аламогордо, сверхдержавами мира было произведено около 1900 ядерных взрывов в атмосфере, гидросфере и литосфере, которые привели к значительным вспыш­кам глобального радиационного фона. К этому надо доба­вить десятки аварий на реакторах атомных электростанций, боевых кораблей, хранилищах радиоактивных отходов, на предприятиях, производящих обогащение ядерного материала.

Вторая половина XX столетия ознаменовалась бурным разви­тием энергетики особого типа, основанной на радиоактивном рас­паде. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен энергетических установок, работающих на ядерном топливе. Кро­ме того при крупных научных центрах, ведущих исследования в об­ласти атомного ядра, функционируют сотни исследовательских ре­акторов. В дальнейшем, по мере исчерпания ресурсов горючих по­лезных ископаемых, этот вид получения энергии будет приобретать все большее ускорение. Расчеты показывают, что при современных мировых темпах потребления углеводородного сырья разведанных его запасов хватит лишь на 100 лет. Учитывая молниеносное разви­тие цивилизации, легко предсказать, что уже в ближайшем будущем человечество столкнется с проблемой энергетического голода, если выработка электроэнергии будет и впредь базироваться на сжига­нии органического топлива. Если прибавить к этому фактор вред­ности сжигания каустобиолитов, то станет вполне очевидным, что альтернативным источником энергии на данном этапе развития че­ловеческого общества могут быть только АЭС. В соответствии с этим многократно возрастет количество радиоактивных отходов, требую­щих надежного захоронения, хранения и вторичной переработки.

Радионуклиды быстрыми темпами проникают в науку и технику. Уже сейчас сотни тысяч предприятий и учреждений в разных странах используют в своей повседневной работе источники ядерных излу­чений. Создаются все новые приборы и установки, принцип работы которых основан на радиоактивных препаратах. Их применяют в са­мых различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в медицине и космической технике.

Развитие ядерного производства потребовало извлечения из глубин Земли колоссального количества радиоактивного сырья. За последние 50 лет из земных недр добыты и переработаны многие миллионы тонн урановых и ториевых руд. Содержание полезного компонента в радиоактивных рудах невелико, вследствие чего после их обогащения остается огромная масса «пустой» породы, которая может повысить местный радиационный фон в несколько раз.

Все это поставило людей в совершенно новые условия жизни, ког­да использование радиоактивных веществ буквально пронизывает все отрасли деятельности человека. Связанное с этим повышение местно­го радиационного фона во многих регионах планеты, рост числа зон ло­кального загрязнения окружающей среды нарушают природное равно­весие, которое сложилось за длительный период, измеряемый в геоло­гическом масштабе времени. Уже сейчас средний уровень глобально­го загрязнения составляет: по цезию-137 – 0,08 Ки/км2, по стронцию-90 – 0,045 Ки/км2, по плутонию-239 – 0,005 Ки/км2, а мощность гамма-излучения на высоте 1 м – 10-15 мкР/ч (Булатов, 1996). Загрязнение радио­нуклидами биогеоценозов действует на популяции животных, которые длительно находились в условиях неизменного радиационного фона. Если не поставить заслон безудержному и бесконтрольному распространению радионуклидов в биосфере, то это приведет к непредсказуемым генетическим изменениям в животном и растительном мире и даже к ги­бели отдельных видов, а возможно и целых экологических сообществ.

Требуется качественно новый уровень культуры обращения лю­дей с материалами, содержащими радионуклиды, ибо от этого будет зависеть само существование жизни на Земле.

В связи с этим изучение процессов накопления радиоактивных веществ организмами, их миграции в биосфере, взаимодействия живых организмов друг с другом и со средой обитания в условиях радиоактивного загрязнения приобретает все большую актуальность. Этими вопросами уже на протяжении полувека занимается одна из отраслей экологии – радиационная экология.

З


ВЕРНАДСКИЙ

Владимир Иванович

1863-1945
арождение этой науки в нашей стране произошло в конце 20-х годов XX столетия с экспериментов В.И. Вернадского по накоплению радия живыми организмами. К началу сороко­вых годов относится публикация науч­ных работ В.Ф. На­тали о влиянии ионизирующего излучения на половую систему рыб. Бурное же становление радиоэкологии относится к пятидесятым годам, когда было установлено, что в результате испытаний атомного оружия биосфера Земли может быть загряз­нена в глобальном масштабе.

Взрывы ядерных устройств над городами Хиросимой и Нагасаки, военные учения армий США и СССР, в ходе которых проводились экс­перименты на животных и людях, аварии на атомных кораблях и элект­ростанциях, оснащенных атомными реакторами, предоставили иссле­дователям богатейший фактический материал относительно последс­твий радиоактивного облучения человека, животных и растений.

Испытания атомного оружия с 1944 по 1963 годы вызвали гло­бальное загрязнение продуктами радиоактивного распада поверх­ности планеты и ее подвижных оболочек. Стало известно, что продук­ты ядерных взрывов поглощаются атмосферной пылью, переносятся на большие расстояния и выпадают на поверхность Земли с дождем и снегом, загрязняя почву радионуклидами. Последние, передвигаясь по пищевым цепочкам от зерна и травы через мясо и молоко живот­ных, попадают в организм человека и разрушают его. Биологи поня­ли, что отныне вся биота Земли вынуждена будет существовать в со­вершенно новых, непривычных для нее условиях – в обстановке повы­шенной радиации. Поэтому потребовалось срочно переориентировать значительные научные силы в русло изучения влияния ионизирующих излу­чений на живые организмы.

В

Ти­мофеев-Ресовский

Николай Владимирович

1900-1981
1957 году состоялось совещание биологов СССР, организованное Академией Наук СССР, на котором было принято решение о зна­чительном усилении исследований в об­ласти радиобиологии. Вслед за этим в срочном порядке во многих академичес­ких учреждениях страны были организо­ваны и технически оснащены лаборато­рии радиобиологии. Ими руководили ве­дущие специалисты в области биологии: В.М. Клечковский, A.M. Кузин, Н.П. Ду­бинин, А.А. Передельский, П.П. Вавилов и многие другие. Это научное направ­ление было новым в системе Академии наук, поэтому потребовались значительные усилия для подготовки специ­алистов. В их воспитании принял актив­ное участие знаменитый биолог-генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, работавший тогда в Ильменском заповеднике (г. Миасс). Экологам потребовалось изучать судьбу радиоактивных веществ, попавших в окружающую среду, воздействие иx на отдельные особи, популяции и экосистемы. Уже к началу 60-х годов были получены многочисленные дан­ные, характеризующие радиочувстви­тельность отдельных видов и сообществ организмов к облучению от внешних ис­точников и при радиоактивном загрязне­нии среды обитания.

Во всем мире эту зарождающуюся науку называли тогда ра­диационной биогеоценологией (Ти­мофеев-Ресовский Н.В., 1957). Уже в то время в радиоэкологии выделились два главных направления: изучение влияния
ионизи­рующих излучений на живые организмы и закономерности распределения, накоп­ления радионуклидов в природных сооб­ществах. Головным научным учреждением, сосредоточившим исследования по накоп­лению и распределению радионуклидов по основным компонентам биогеоценозов, стал тогда Институт биологии Уральского филиала АН СССР, впоследствии переиме­нованный в Институт экологии растений и животных. Руководство работами осу­ществлял Н.В. Тимофеев-Ресовский.

По мере накопления информации в радиоэкологии постепенно стали фор­мироваться две главные отрасли – мор­ская и континентальная, занимающиеся, соответственно, экосистемами океанов и континентов. В свою очередь в континентальной радиоэкологии выделились два направления – радиоэкология суши и континентальных водоемов.

Крупной отраслью континенталь­ной радиоэкологии стала радиоэко­логия животных, которая интенсив­но развивалась в трудах А.И. Ильенко, Д.А. Криволуцкого и В.Е. Соколова. Этим же ученым принадлежат основные исследования влияния ионизирующей радиации на популяции, много научных статей по накоплению стронция пресноводными рыбами принадлежит Г.Д. Лебедевой (1961, 1962, 1968).

В пятидесятые годы в печати появи­лись первые результаты исследований по загрязнению континентальных водо­емов радиоактивным стронцием и дви­жению его по пищевым цепям (Марей A.M., 1955, 1958, 1961).

В последующие годы континенталь­ная радиоэкология получила развитие в фундаментальных трудах уральских ученых Н.В. Куликова и И.В. Молчановой (1975, 1977, 1988). Еще в пятидесятые-шестидесятые годы этими учеными были получены данные о скорости и прочности фиксации радионуклидов различными почвами, степени подвижности радиоактивных элементов в систе­мах «почва – раствор», «почва – растение» и «вода – гидробионты». Этими же исследо­вателями проведены экспе­рименты по изучению радио­чувствительности сотен видов культурных растений, опреде­лены значения коэффициен­тов накопления радионукли­дов в представителях пресно­водной фауны и флоры.

Морская радиоэкология последовательно развива­лась в трудах Г.Г. Поликарпо­ва и его учеников (Поликар­пов, 1964; Поликарпов, Его­ров, 1986), а затем в работе А.Е. Каткова (1985).

Бурное развитие атомной энергети­ки в 70-е – 80-е годы способствовало повороту внимания ис­следователей в сторону экологических проблем, непосредственно связанных с эксплуатацией энергоустановок на ядер­ном топливе. В этот период при крупных атомных электростанциях были созданы лаборатории, занимающиеся радиоэко­логическими проблемами, касающимися наземных и пресноводных экосистем. Ис­следования на Биофизической станции Института экологии растений и животных УО РАН при Белоярской АЭС показали, что осторожная и грамотная эксплуатация объектов атомной энергетики абсолютно безопасна для окружающей среды. В 1986 году по халатности руководства произошла крупная ава­рия на Чернобыльской АЭС, след от которой окутал всю планету, по­высив глобальный радиационный фон. Выпало большое количество радиоактивных осадков. Специалисты радиоэкологи используют это, изучая процессы взаимодействия выпадающих из атмосферы радиоактивных примесей с почвенно-растительным покровом, яв­ления сорбции и прочности фиксации многих искусственных радио­нуклидов в различных почвах, закономерности усвоения их живыми организмами и движения радиоактивных элементов по пищевым це­почкам.

Беспрецедентная по масштабам авария на Чернобыльской АЭС заставила многократно увеличить масштаб радиоэкологических иссле­дований. Как никогда возросло международное сотрудничество ученых в этой области, поскольку с развитием атомной энергетики и увеличе­нием количества разрабатываемых ядерных технологий неизбежно возрастает и радиационная опасность. К настоящему времени уже до­статочно хорошо изучено распределение радионуклидов в организмах наземных животных и в гидробионтах, а также движение естественных и искусственных радиоактивных элементов по пищевым цепям.

.

.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Похожие:

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 icon«Организация благоустройства и озеленения территории городского округа «Город Йошкар-Ола»»
Ной решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 13. 12. 2007 №512-iv, постановлением мэра города Йошкар-Олы...

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconУчебное пособие Краснодар, 2014 г. Удк 658. 8 Ббк
Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconУчебное пособие Часть 1 удк ббк рецензенты: Д. К. Проскурин зав кафедрой...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения. В предлагаемом...

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconУчебное пособие Часть 1 удк ббк рецензенты: Д. К. Проскурин зав кафедрой...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения. В предлагаемом...

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconУчебное пособие Казань 2005 удк 65. 01 (075. 8) Ббк 65. 29 Б 69 Бурганова...
В текст пособия введены программа дисциплины «Теория управления», материалы по организации самостоятельной работы студентов, включая...

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconУчебное пособие Нижний Новгород 2012 удк ббк м-15 Мизиковский И....
М-15 Мизиковский И. Е., Милосердова А. Н., Ясенев В. Н.: Бухгалтерский управленческий учет. Учебное пособие., 2012, 6,1п л

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconУтвержден постановлением мэра города Йошкар-Олы
Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 13. 12. 2007 №512-iv, постановлением мэра города Йошкар-Олы от 02. 03....

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconУчебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8)
При финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации по государственной поддержке молодых ученых — кандидатов...

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconТехническое задание на открытый запрос предложения по выбору подрядной...
Разработка проекта «Монтаж дизель-генератора для административных зданий по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Луначарского, 34 и ул. Луначарского,...

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconСобрание депутатов городского округа "город йошкар-ола" решение
Республики Марий Эл, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Марий Эл, и работников...

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconА. М. Шестерина Психология журналистики Учебное пособие Воронеж 2010 удк ббк
Шестерина А. М. Писихология журналистики / А. М. Шестерина. Воронеж: Изд-во Воронеж гос ун-та, 2010. … с

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconУчебное пособие Издание второе, переработанное и дополненное Москва...
Подписано в печать с готовых диапозитивов 24. 12. 2004. Формат 60х90'/ Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл печ л. 12. Тираж 3000...

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconУчебное пособие набережные Челны 2015 удк 504. 064. 36: 574 Г. В....
Информационные методы в экологическом мониторинге: Учебное пособие к практическим занятиям для студентов специальности 20. 03. 01...

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconУчебное пособие Волгоград 2005 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73
Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема...

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconПрограмма здоровья «гармония здоровья и развития» муниципального...
Материалы к городскому смотру физкультурных уголков в дошкольных образовательных учреждениях города 55

Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 iconПрограмма здоровья «гармония здоровья и развития» муниципального...
Материалы к городскому смотру физкультурных уголков в дошкольных образовательных учреждениях города 55


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск