Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ




Скачать 14.91 Mb.
НазваниеНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ
страница1/94
ТипОтчет
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   94
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

УДК 658.011.46

госрегистрации

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор НИУ ВШЭ

д.э. н., профессор

______________ Л.М. Гохберг

«___» ___________ 2013г.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ОЭСР
(заключительный)
Этап 2
Том 1
Государственный контракт от «01» декабря 2012 г. №1202-11-12

Руководитель темы:

директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, к.полит.н.





Т.А. Мешкова


Москва 2013

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ


Руководитель работ:

директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, помощник ректора к.полит.н.

_________________
подпись, дата


Мешкова Т.А.


Директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ

НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Абдрахманова Г.И.


Директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Акиндинова Н.В.

Научный сотрудник Института торговой политики НИУ ВШЭ, старший преподаватель кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Бирюкова О.В.

Первый проректор НИУ ВШЭ, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор

_________________
подпись, дата


Гохберг Л.М.

Внештатный эксперт Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Данилов А.С.

Директор Института торговой политики НИУ ВШЭ, профессор кафедры торговой политики НИУ ВШЭ, д.э.н.

_________________
подпись, дата


Данильцев А.В.

Заведующий отделом региональных проблем социальной политики Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, к.э.н.


_________________
подпись, дата


Жданчиков П.А.

Научный сотрудник Центра международных проектов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Зайцев Ю.К.

Заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования: Институт образования НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор

_________________
подпись, дата


Зуев В.Н.


Заместитель директора Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Исаев Н.И.











Директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, к.э.н., доцент


_________________
подпись, дата


Клименко А.В.

Старший научный сотрудник Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата

Ковалева Г.Г.

Директор Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, к.э.н

_________________
подпись, дата


Козельцев М.Л.

Начальник отдела управления государственной службой Центра развития государственной службы НИУ ВШЭ, преподаватель кафедры государственной и муниципальной службы НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Конов А.В.

Директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Кузнецова Т.Е.

Заместитель заведующего кафедрой экономической теории НИУ ВШЭ, д.э.н., доцент

_________________
подпись, дата


Кулакова Т.В.

Директор Центра корпоративного управления НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Маткова И.Н.


Стажер-исследователь Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Моисеичев Е.Я.

Директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Московская А.А.

Доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата

Островская Е.Я.

Директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ, зав. кафедрой национальных счетов и макроэкономической статистики НИУ ВШЭ, к.э.н., профессор


_________________
подпись, дата


Пономаренко А.Н.

Директор Национального контактного центра по международной мобильности ученых НИУ ВШЭ, научный сотрудник лаборатории исследований науки и технологий НИУ ВШЭ, к.пол.н.


_________________
подпись, дата


Проскурякова Л.Н.

В.н.с. Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, д.геогр.н.

_________________
подпись, дата


Ретеюм А.Ю.

Заместитель директора Информационно-кординационного центра по взаимодействию с ОЭСР НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Сабельникова Е.В.

Зав.отделом исследований интеллектуальной собственности и трансфера технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Сагиева Г.С.

Директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, д.э.н., академик РАЕН

_________________
подпись, дата


Смирнов С.Н.

Аналитик проектно-учебной лаборатории анализа финансовых рынков факультета экономики НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Соколова Т.В.

Старший научный сотрудник Центра государственного регулирования финансовых рынков Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ, зав. проектно-учебной лабораторией анализа финансовых рынков НИУ ВШЭ, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ, д.э.н.

_________________
подпись, дата


Теплова Т.В.


Главный научный сотрудник Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Терентьев А.А.


Ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Чернявский А.В.



РЕФЕРАТ

Промежуточный отчет: 1064 стр., 8 разд., 18 рис., 44 табл., 427 источников, 3 приложения.

Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР), ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ОЭСР, ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОЭСР, НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОЭСР, МЕМОРАНДУМ СООТВЕТСТВИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ ОЭСР, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ, БОРЬБА С ПОДКУПОМ ИНОСТРАННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, ЭКОЛОГИЯ, КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ, СТРАХОВАНИЕ, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, КОНКУРЕНЦИЯ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ИННОВАЦИИ, ЗАНЯТОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, БИОТЕХНОЛОГИИ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ), ПОТРЕБЛЕНИЕ, СТАТИСТИКА, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, ЭКСПОРТНЫЕ КРЕДИТЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ, СУДОСТРОЕНИЕ, ТРАНСПОРТ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, РЫБОЛОВСТВО, СТАЛЕЛИТЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУТЫ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель НИР - проведение анализа законодательных, финансово-экономических, социальных последствий присоединения России к ОЭСР, а также выработка рекомендаций по дальнейшей гармонизации законодательной базы и правоприменительной практики России в соответствии с нормами и требованиями ОЭСР в целях минимизации рисков и максимизации преимуществ от будущего членства России в ОЭСР.

На втором этапе проекта выполнены следующие работы:

1. Проведен дополнительный анализ по идентификации чувствительных секторов и областей на основе обоснованных подходов и критериев к их выбору с учетом структуры и характера возможных обязательств, экономического и социального значения сектора, методических возможностей изучения и обеспеченности статистическими и иными данными, роли данных секторов в развитии регионов России. В дополнительный анализ включены следующие направления: Занятость и социальные отношения, Налогообложение, Корпоративное управление, Транспорт. Также представлены уточненные результаты анализа по секторам Борьба с коррупцией и Потребительская политика (предварительные результаты анализа по данным секторам были представлены в промежуточном отчете по НИР).

В общей сложности в рамках работ по второму этапу проекта проанализировано 20 секторов. Помимо перечисленных выше направлений в анализ были включены следующие сектора: Содействие международному развитию, Сельское хозяйство и рыболовство, Конкурентная политика и право, Образование, Экология и оборот химических веществ, Финансовые рынки, ИКТ, Страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, Международные инвестиции, многонациональные предприятия и движение капиталов, Энергетика, Государственное управление, Научно-техническая и промышленная политика, Туризм, Торговля, Статистика (по направлению Транспорт работы в рамках работ по 2-му этапу не проводились).

2. Проведена оценка финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, включая разработку рекомендаций по организационному и бюджетному планированию сотрудничества с ОЭСР.

Оценка финансово-экономических последствий проведена применительно ко всем секторам на основе сценарной модели, разработанной в рамках НИР.

В рамках данной модели были выработаны следующие сценарии сотрудничества с ОЭСР, в зависимости от характера обязательств (требующихся усилий по гармонизации) и планируемых бюджетных последствий: сценарий инерционного сотрудничества, сценарий прогрессирующего сотрудничества, сценарий форсированного сотрудничества.

Обобщенные результаты проведенного анализа на основе сценарной модели представлены в табличном виде в Приложении А к отчету.

Также для оценки финансово-экономических последствий использована макроэкономическая балансово-эконометрическая модель института «Центр развития» НИУ ВШЭ. Данная модель была апробирована применительно к следующим обязательствам ОЭСР: соблюдение принципов демократии, верховенства закона и транспарентности при осуществлении государственного управления; системное противодействие коррупции; увеличение притока прямых и портфельных иностранных инвестиций как следствие принятия мер по либерализации финансовых рынков.

3. Проведен расчет возможных финансовых затрат, связанных с членством России в ОЭСР в краткосрочной перспективе (с горизонтом планирования 2-3 года) на основе выбранной методики оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, а также выработка рекомендаций по организационному и бюджетному планированию сотрудничества России с ОЭСР.

4. Проведена оценка возможных последствий для чувствительных секторов с учетом региональных аспектов (в зависимости от возможностей анализа и избранных методик оценка может носить количественный и/ или качественный характер).

5. Проведен анализ воздействия возможных выявленных секторальных эффектов на общеэкономические параметры экономики России и социальную сферу.

6. Проанализированы региональные аспекты возможных секторальных эффектов с точки зрения их социально-экономических последствий на региональном уровне и возможного изменения роли соответствующих регионов в российской внешней торговле и международном движении капитала.

7. Поведена систематизация и обобщение выявленных преимуществ (выгоды) и рисков от присоединения России к ОЭСР и разработка рекомендаций по максимизации преимуществ (выгоды) и минимизации рисков от будущего членства России в ОЭСР.

8. Подготовлены соответствующие выводы и рекомендации по итогам анализа.
СОДЕРЖАНИЕ




ТОМ 1







Обозначения и сокращения

12




Введение

19

1

Идентификация дополнительных чувствительных секторов и областей на основе обоснованных подходов и критериев к их выбору с учетом структуры и характера возможных обязательств, экономического и социального значения сектора, методических возможностей изучения и обеспеченности статистическими и иными данными, роли данных секторов в развитии регионов России, а также хода переговоров (дополнение к работам, проведенным на 1-ом этапе НИР)

    1. Занятость и социальные отношения

    2. Налогообложение

    3. Корпоративное управление

    4. Потребительская политика

    5. Транспорт

    6. Борьба с коррупцией

24

24

57

83

124

155

175

2

Оценка финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, включая разработку рекомендаций по организационному и бюджетному планированию сотрудничества с ОЭСР

202

2.1

Оценка финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР на основе сценарной модели

202

2.1.1

Методология оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР на основе сценарной модели

202

2.1.2

Результаты оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР на основе сценарной модели (по секторам)

210

2.2

Оценка финансово-экономических последствий выполнения обязательств ОЭСР на основе макроэкономической балансово-эконометрической модели института «Центр развития» НИУ ВШЭ

404

2.2.1

Методология, возможности и пределы использования макроэкономической балансово-эконометрической модели для оценки финансово-экономических последствий выполнения обязательств ОЭСР

404

2.2.2

Результаты оценки финансово-экономических последствий выполнения обязательств ОЭСР на основе макроэкономической балансово-эконометрической модели (на примере отдельных обязательств)

407




ТОМ 2




3

Расчет возможных финансовых затрат, связанных с членством России в ОЭСР в краткосрочной перспективе (с горизонтом планирования 2-3 года) на основе выбранной методики оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, а также выработка рекомендаций по организационному и бюджетному планированию сотрудничества России с ОЭСР

418

3.1

Оценка ожидаемой стоимости обязательного взноса в ОЭСР

421

3.2

Оценка ожидаемой стоимости участия в экспертно-аналитической работе ОЭСР (на примере отдельных секторов)

423

3.3

Оценка расходов, связанных с участие российских представителей в мероприятиях ОЭСР

489

3.4

Рекомендации по организационному и бюджетному планированию сотрудничества России с ОЭСР в части оплаты обязательных и добровольных взносов с бюджет ОЭСР

492

4

Оценка возможных последствий для чувствительных секторов с учетом региональных аспектов (в зависимости от возможностей анализа и избранных методик оценка может носить количественный и/ или качественный характер)

496

4.1

Методология оценки возможных последствий для чувствительных секторов с учетом региональных аспектов

496

4.2

Результаты оценки возможных последствий для чувствительных секторов с учетом региональных аспектов

502

5

Анализ воздействия возможных выявленных секторальных эффектов на общеэкономические параметры экономики России и социальную сферу

559

5.1

Методология анализа воздействия возможных выявленных секторальных эффектов на общеэкономические параметры экономики России и социальную сферу

559

5.2

Результаты анализа воздействия возможных выявленных секторальных эффектов на общеэкономические параметры экономики России и социальную сферу (по секторам)

563

6

Анализ региональных аспектов возможных секторальных эффектов с точки зрения их социально-экономических последствий на региональном уровне и возможного изменения роли соответствующих регионов в российской внешней торговле и международном движении капитала.

639

6.1

Методология анализа региональных аспектов возможных секторальных эффектов с точки зрения их социально-экономических последствий на региональном уровне и возможного изменения роли соответствующих регионов в российской внешней торговле и международном движении капитала

639

6.2

Результаты анализа региональных аспектов возможных секторальных эффектов с точки зрения их социально-экономических последствий на региональном уровне и возможного изменения роли соответствующих регионов в российской внешней торговле и международном движении капитала по секторам

642

7

Систематизация и обобщение выявленных преимуществ (выгоды) и рисков от присоединения России к ОЭСР и разработка рекомендаций по максимизации преимуществ (выгод) и минимизации рисков от будущего членства России в ОЭСР.

703

7.1

Преимущества (выгоды) от присоединения России к ОЭСР

703

7.2

Риски от присоединения России к ОЭСР

734

8

Общие выводы и рекомендации, в том числе рекомендации по максимизации преимуществ (выгод) и минимизации рисков от будущего членства России в ОЭСР

760




Заключение

Список литературы

785

789




ТОМ 3







Приложение А. Таблица идентификации «чувствительных» секторов с дополнениями

Приложение B. Внешняя торговая статистика по регионам России

Приложение С. Таблица - Туристские кластеры Российской Федерации, создание которых предусмотрено Перечнем мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»

818
1050
1062



ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
AHELO – Оценка результатов обучения в высшем образовании

AIM – Альтернативный инвестиционный рынок

AIRMIC - Ассоциация риск-менеджмента и страхования

ARWU - Академический рейтинг университетов мира

Better life index - Индекс лучшей жизни

BIAC - Консультативный Комитет ОЭСР по вопросам бизнеса и производства

CELE - Центр эффективной образовательной среды

CERI - Центр исследований и инноваций в обучении

CI – Международная организация потребителей

CIRR – Ориентировочная коммерческая процентная ставка

ECEC - Система обучения и воспитания детей младшего возраста

EEC - Европейское экономическое сообщество

FAO - Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация

G-20 – «Группа двадцати»

G7 – Группа семи промышленно развитых стран

Global Financial Centers Index – Индекс глобальных финансовых центров

GLP - Система надлежащей лабораторной практики

IDI - Индекс развития ИКТ

IMD - Международный институт управленческого развития

IMHE - Программа по институциональному управлению в высшем образовании

INES - Статистические индикаторы образовательных систем

IPO – Первичное публичное предложение

IPPC - Комплексное предупреждение и контроль загрязнений окружающей среды

IRM - Институт риск-менеджмента

ITAC - Консультативный комитет по техническим вопросам Интернета

ITU - Международный союз электросвязи

K4D - Программа «Знания для развития»

MAD – Система взаимного признания данных

NEA - Агентство по ядерной энергетике

OECD – Organization for Economic Cooperation and Development

PIAAC - Программа международной оценки компетенций взрослых

PISA - Проект «Программа международной оценки образовательных достижений учащихся»

QS – Система качества

READ - Программа содействия образованию в целях развития

RFID - Радиочастотная идентификация

RIA - Система оценки регулирующего воздействия

SPO - Вторичное публичное размещение дополнительных акций

TALIS - Международное исследование преподавания и обучения

UNDP – United Nations Development Programme

UNIDO - Организация Объединённых Наций по промышленному развитию

WEF - Всемирный экономический форум

АзБР – Азиатский банк развития

АО – Автономный округ

АПК – Агропромышленный комплекс

АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

АЭС – Атомная электростанция

БАТМ - Большой автономный траулер

БРИК – Группа из четырех быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай

БРИКС - Группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика

ВВП – Валовой внутренний продукт

ВЕКЦА – Страны Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии

ВИП - важнейшие инвестиционные проекты

ВИЧ – Вирус иммунодефицита человек

ВИЭ - Возобновляемые источники энергии

ВКМЭ - Всемирная конференция по международной электросвязи

ВНД – Валовой национальный доход

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВОИС - Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности

ВПД – Взаимное признание данных

ВПП - Всемирная продовольственная программа

ВРП – Валовой региональный продукт

ВТО – Всемирная торговая организация

ВУЗ – Высшее учебное заведение

ВЭД – Внешне-экономическая деятельность

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

ГОСТ – Государственный стандарт

ГП – Государственная программа

ГУ ВШЭ – Государственный университет «Высшая школа экономики»

ЕВРАЗЭС – Евразийское экономическое сообщество

Евростат - Статистическая служба Европейского союза

ЕМИСС - Единая межведомственная информационно-статистическая система

ЕС – Европейский союз

ЕЭК – Европейская экономическая комиссия

ЕЭП – Единое экономическое пространство

ЕЭС - Европейское экономическое сообщество

ЗАО – Закрытое акционерное общество

ИКТ – Информационно-коммуникационные технологии

ИНН – Идентификационный номер налогоплательщика

ИСО - Международная организация по стандартизации

ИСПКЗ - Интегрированная система предотвращения и контроля за загрязнением окружающей среды

КНДР – Корейская Народно-Демократическая Республика

КПКЗ - Комплексное предупреждение и контроль загрязнений окружающей среды

КСР - Комитет содействия развитию

КУКЦБ - Комитет по управлению и контролю за ценными бумагами

КЧР - Карачаево-Черкесская республика

КЭД – Ключевые элементы деятельности

М2 - Объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств нефинансовых предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, населения на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием пластиковых карт) и срочных счетах, открытых в кредитных организациях в валюте Российской Федерации

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии

МВФ – Международный валютный фонд

МИД РФ - Министерство иностранных дел Российской Федерации

Минпромторг РФ - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Минрегион России – Министерство регионального развития РФ

Минфин - Министерство финансов РФ

ММВБ - Московская межбанковская валютная биржа

МО - Объем наличных денег в обращении (вне банков)

МОТ – Международная организация труда

МРПТХВ - Международный регистр потенциально токсичных их веществ

МСФО – Международные стандарты финансовой отчетности

МСЭ - Международный союз электросвязи

МФТ - Международная Федерация Транспортных рабочих

МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МЭР – Министерство экономического развития РФ

НАФИ - Национальное агентство финансовых исследований

НДФЛ - Налог на доходы физических лиц

НИОКР - Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

НИР – Научно-исследовательская работа

НИУ ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации

НКО – Некоммерческая организация

НЛП – Надлежащая лабораторная практика

НПО - Научно-производственное объединение

НПФ – Негосударственные пенсионные фонды

ОАО – Открытое акционерное общество

ОВОС - Оценка воздействия на окружающую среду

ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

ОКДП - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности

ОКП – Общероссийский классификатор продукции

ОМС – Обязательное медицинское страхование

ООН – Организация объединённых наций

ОПР – Официальная помощь развитию

ОРВ – Оценка регулирующего воздействия

ОЭЗ – Особые экономические зоны

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития

ПБУ – положения по бухгалтерскому учету

ПИИ - Прямые иностранные инвестиции

ПИФ – Паевые инвестиционные фонды

ПРООН – Программа развития ООН

РАО ЕЭС - Российское акционерное общество энергетики и электрификации

РМЭ - Регламент международной электросвязи

Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Росстат – Федеральная служба государственной статистики

РФ – Российская Федерация

РЦФ – Региональная целевая программа

СДР - специальные права заимствования

СИТЕС - Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения

СКФО - Северно-Кавказский федеральный округ

СМР – Содействие международному развитию

СНГ – Содружество Независимых Государств

СНС - Система национальных счетов

СПИД – Синдром приобретенного иммунного дефицита

СПУ - Система природоохранного управления

СРГ ПДООС – Специальная рабочая группа по реализации Программы действий по охране окружающей среды

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

США – Соединенные штаты Америки

ТК – Трудовой кодекс

ТН ВЭД - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

ТР – Технический регламент

ТРИПС - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

УАЗ - Ульяновский автомобильный завод

УНИДРУА - Международный институт унификации частного права

ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН

ФАС – Федеральная антимонопольная служба

ФАТФ - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

ФЗ – Федеральный закон

ФКЦБ России – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России

ФМС – Федеральная миграционная служба

ФНС России – Федеральная налоговая служба России

ФОИВ - Федеральные органы исполнительной власти

ФСФР – Федеральная служба по финансовым рынкам

ФЦНТП – Федеральная целевая научно-техническая программа

ФЦП – Федеральная целевая программа

ХИПК – Инициатива по облегчению бремени задолженности для бедных стран с высоким уровнем задолженности

ЦБ РФ - Центральный банк Российской Федерации

ЦРТ – Цели развития тысячелетия

ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана

ЮАР - Южно-Африканская Республика

ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде

ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНИДО - Организация Объединённых Наций по промышленному развитию

ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность НИР и краткое изложение существующих проблем. Присоединение России к ОЭСР является одним из приоритетов внешнеэкономической политики Правительства Российской Федерации. Сегодня наблюдается обоюдная заинтересованность России и ОЭСР в скорейшем присоединении нашей страны к Организации. Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил 2014 год в качестве вероятного срока завершения переговоров о присоединении к ОЭСР, подчеркнув, что интеграция в международные экономические процессы - это безусловный выбор России, от которого Россия не отказалась в период кризисных испытаний и который не будет меняться и в дальнейшем1.

14 февраля 2013 г. В.В. Путин провел переговоры с Генеральным секретарем ОЭСР А. Гурриа, в ходе которых они обменялись мнениями о ходе и перспективах переговорного процесса присоединения России к ОЭСР, а также обсудили возможности использования экспертно-аналитического потенциала ОЭСР при подготовке и проведении мероприятий российских председательств в «Группе двадцати» (2013 г.) и «Группе восьми» (2014 г.)2

О намерении завершить переговорный процесс в максимально сжатые сроки также было заявлено в ходе официального визита Генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гурриа в Москву 17-18 января 2013 года. В ходе встреч с руководством Российской Федерации, а также в ходе своего выступления на Гайдаровском форуме А. Гурриа еще раз подтвердил заинтересованность ОЭСР в присоединении России к Организации, выделив сильные и слабые стороны российской экономики, соответствующие приоритеты сотрудничества нашей страны с ОЭС на ближайшую перспективу, а также подчеркнув, что сотрудничество России и ОЭСР должно стать дополнительным стимулом для модернизации экономики3.

К сильным сторонам российской экономики А. Гурриа, в том числе, отнес:

  • низкий уровень госдолга;

  • относительно высокая занятость населения;

  • высокий уровень образованности и в целом качество человеческого капитала;

  • передовые позиции в отдельных областях науки (например, в области космических технологий);

Среди слабых сторон А. Гурриа, в том числе, выделил:

  • низкую продуктивность и подушевой ВВП;

  • низкую степень использования ИКТ и доступа к ним;

  • высокую дифференциацию в услугах здравоохранения и качестве окружающей среды;

  • падение темпов роста ВВП (ниже 4%) и его сильную зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков;

  • увеличение экспортной доли нефти и газа после наступления кризиса;

  • неблагоприятные демографические условия, которые создают дополнительное социальное напряжение.

По мнению А. Гурриа, основные модернизационные вызовы включают:

  • структурные вызовы;

  • экологические вызовы;

  • институциональные вызовы.

Среди институциональных вызовов ОЭСР особо выделяет такие проблемы России как: низкую эффективность госуправления, плохой деловой климат, высокие показатели коррупции, недостаточную вовлеченность граждан в политический процесс.

Для решения одной из ключевых проблем – улучшения делового климата – ОЭСР рекомендует России совершенствовать нормативно-правовую базу и правоприменительную практику для повышения качества и эффективности госуправления, включая уменьшение административных барьеров и бюрократических проволочек, борьбу с коррупцией, повышение независимости суда и т.д. Об этом же руководитель ОЭСР говорил на заседании Деловой Двадцатки в Москве, подчеркнув важность усилий по борьбе в коррупцией не только для экономики отдельно взятой страны – России, но и для коллективной повестки дня «Группы двадцати», в которой Россия в настоящее время выполняет функции страны-председателя 4. Рекомендации ОЭСР по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в отдельных областях в целом соответствуют направлениям реформирования социально-экономической политики, которые обозначены самой Российской Федерацией, в том числе в таких программных документах как: Основные направления работы Правительства Российской Федерации на период до 2018 года5, Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, представленный Минэкономразвития России в январе 2013 г., государственные программы6 и дорожные карты (планы мероприятий по совершенствованию политики в ряде секторов)7, а также в ходе экспертно-аналитической работы по подготовке Стратегии -20208.

Таким образом, основная задача 2-го этапа НИР – провести анализ того, как и в какой мере рекомендации ОЭСР по различным секторам могут способствовать (либо, наоборот, противодействовать) тем ключевым стратегическим задачам, которые Правительство Российской Федерации ставит на средне- и долгосрочную перспективу, и которые в целом можно обозначить как обеспечение «устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры пост-индустриального обществе»9. Также принципиально важным представляется рассмотреть возможности использования экспертно-аналитического потенциала ОЭСР в ходе реализации региональной политики России с учетом тех задач по повышению инвестиционной привлекательности регионов ОЭСР, о которых Президент РФ В.В. Путин говорил в том числе на прошедшем заседании Госсовета по вопросу инвестиционной привлекательности регионов 27 декабря 2012 г10.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   94

Похожие:

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики»...
Информационно-координационного центра по взаимодействию с оэср института статистических исследований и экономики знаний ниу вшэ,...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconИсследовательский университет «высшая школа экономики» ниу вшэ санкт-Петербург...
Санкт-Петербургского филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики»...
Этап Выбор направления исследований и разработка технического задания на создание аппаратного комплекса

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconИ. о директора ниу вшэ – Санкт-Петербург
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconДиректор ниу вшэ – Санкт-Петербург
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconДиректор ниу вшэ – Санкт-Петербург
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconИ. о директора ниу вшэ – Санкт-Петербург
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconЗаконодательством Российской Федерации
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (далее ниу вшэ – Пермь), работающего по должности специалиста...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconПрограмма для ЭВМ
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconПрограмма для ЭВМ
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ icon3 Термины и определения
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconВ электронной форме
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconДоговор найма жилого помещения в общежитии №5
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ icon3 Условия работы Товара
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconИзвещение о проведении запроса котировок
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет...

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconИзвещение о проведении запроса котировок
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск