И её актуальность




Скачать 442.71 Kb.
НазваниеИ её актуальность
страница1/4
ТипЗанятие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Занятие
  1   2   3   4
Кафедра госпитальной педиатрии

Дисциплина «Клиничекая фармакология»

Учебно-методическая разработка для студентов (внеаудиторная работа)
Номер и тема занятия: 1.02

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ АНТИМИКРОБНЫХ ПРЕПАРАТОВ
Вид занятия: Внеаудиторная работа
Продолжительность занятия:
Цель занятия: Обучить методологии выбора групп и конкретного антибактериального препарата с учетом данных ФК, ФД, взаимодействия и НЛР, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи и стандартов диагностики и лечения) в соответствии с нозологическими формами заболеваний, выраженностью основных клинических синдромов и тяжести состояния больного (экстренная и долгосрочная терапия), рациональной комбинации антибиотиков.
Тема и её актуальность: Рациональная антибактериальная терапия являестя основой эффективного лечения бактериальных инфекций у детей. Оптимальное использование антибактериальных препаратов предусматривает строгое соблюдение принципов рациональной антибактериальной терапии. Одним из актуальных вопросов на сегодняшний день является развитие резистентности к препаратам данной группы. В связи с этим, врачу-педиатру необходимо знать основные группы антибактериальных препаратов, механизм их действия, эффекты и показания к применению, механизмы формирования резистентности и пути профилактики её возникновения.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

Групповую принадлежность, фармакодинамику (ФД), фармакокинетику (ФК) основных групп антибактериальных препаратов (АБ) - вид фармакологического действия.

2. Характеристику основных фармакологических параметров противомикробных ЛС, их фармакодинамику, режим дозирования, в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма больного.

3. Особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии; включая особенности всасывания, метаболизма, выведения ЛС, проявлений фармакологических эффектов.

4. Методы оценки эффективности и безопасности.

5. Основные нежелательные лекарственные реакции (НЛР) от применения ЛС, их выявление, классификация и регистрация. Способы профилактики и коррекции НЛР.

6. Взаимосвязь фармакодинамики (ФД), клинической эффективности и безопасности ЛС, у больных с различной стадией поражения основных элиминирующих функциональных систем.

7. Диагностика, коррекция и профилактика нежелательных реакций.

8. Возможные взаимодействия при комбинированном их назначении и с препаратами других групп.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями врача и больного.

2. Анализировать и использовать результаты исследования ФК и ФД ЛС.

3. Проводить адекватный выбор и назначать наиболее эффективные, безопасные и доступные ЛС.

4. Выбирать необходимый комплекс рутинных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования по системам для оценки ФД эффектов ЛС и интерпретировать полученные данные, выбирать методы адекватного контроля эффективности и безопасности лечения и предсказать риск развития НЛР.

5. Определять оптимальный режим дозирования, выбирать лекарственную форму препарата, дозу, путь, кратность и длительность введения ЛС, знать особенности выбора ЛС.

6. Уметь выявлять НЛР при назначении наиболее распространенных ЛС, классифицировать, регистрировать и предлагать способы их профилактики и коррекции.

7. Уметь использовать учебную, научную, нормативную и справочную литературу.

8. Уметь решать ситуационные задачи, тесты и проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности и безопасности применения ЛС у конкретного больного.

9. Иметь представление о влиянии ЛС на параметры качества жизни.

10. Уметь собирать фармакологический и аллергологический анамнез, назначить адекватную этиотропную, патогенетическую, посиндромную терапию.
Интегративные связи по теме:

Изучение клинической фармакологии и фармакотерапии должно базироваться на знании студентом следующих разделов:

1. нормальная физиология с основами анатомии человека - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме;

2. частная и общая патология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний;

3. история медицины – история лекарствоведения, этика и деонтология медработника;

4. правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего);

5. философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине;

6. латинский язык – транскрипция лекарственных препаратов на латинском языке, основные правила выписывания рецептов;

7. биология;

8. физика и биологическая физика – методы определения физических параметров химических соединений и биологически активных веществ;

9. микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов;

10. биохимия – основы ферментологии, обмен веществ в органах и системах в норме и при патологии;

11. общая биоорганическая химия – минеральный состав тканей и жидкостей организма, биологическая роль микроэлементов в жизнедеятельности клетки и всего организма, химическая природа веществ, входящих в состав организма или поступающих в него извне, методы химического анализа (определение рН, концентрации соединений в физиологических жидкостях).

12. Фармакология;
Содержание занятия:

  1. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия (основные вопросы для обсуждения):

    1. Принципы и методы оценки эффективности и безопасности применения антимикробных лекарственных средств.

    2. Классификация.

    3. Механизм действия.

    4. Особенности введения в организм.

    5. Распределение в организме.

    6. Метаболизм.

    7. Показание к применению.

    8. Наиболее рациональные дозы, комбинации и курс лечения.

    9. Методы оценки эффективности действия препаратов - клинические, биологические, бактериологические.

    10. Взаимодействие лекарственных антибиотиков.

    11. Побочное действие.

    12. Пути профилактики и лечения.

    13. Пенициллины - Бензилпенициллин. Амоксициллин. Ампициллин. Мезлоциллин. Пиперациллин.

    14. Цефалоспорины - 1-й генерации - Цефазолин, Цефалексин, Цефаклор; 2-й генерации - Цефамандол, Цефуроксим; 3-й генерации - Цефоперазон, Цефотаксим. Цефтриаксон; 4-го поколения - Цефпиром, цефепин). Сульбактам.

    15. Аминогликозиды ( Гентамицин, Амикацин, Тобрамицин, Нетилмицин).

    16. Карбапенемы (имипенем, меронем, имипенем+циластатин (Тиенам).

    17. Монобактамы (Азтреонам).

    18. Тетрациклины (Тетрациклин, Доксициклин).

    19. Макролиды (Эритромицин, Рокситромицин. Азитромицин, Кларитромицин).

    20. Полипептиды (Полимиксин).

    21. Линкозамиды (Клиндамицин, Линкомицин).

    22. Гликопептиды (Ванкомицин).

    23. Сульфаниламид+триметоприм (Ко-тримоксазол).

    24. Нитрофураны (Нитрофурантоин, Фуразолидон).

    25. Хинолоны (Налидиксовая кислота).

    26. Фторхинолоны (Ломефлоксацин, Орфлоксацин, Пефлоксацин, Ципрофлоксацин, Гатифлоксацин, Моксифлоксацин).

    27. Хлорамфеникол.

    28. Антимикробные препараты (Метронидазол, Сульфасалазин).

    29. Нитрофурановые и сульфаниламидные лекарственные средства.

    30. Противогрибковые препараты (Нистатин, Амфотерицин В, Гризеофульвин, Кетоконазол, Миконазол, Ламизил).

    31. Противотуберкулезные препараты (Дапсон, Изониазид, Пиразинамид, Рифампицин, Фтивазид, Этамбутол, Этиопамид).




  1. Теоретический модуль по теме:

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ГРУПП АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ

Пенициллины

Достоинствами этой группы являются их бактерицидный характер действия, низкая токсичность, хорошее проникновение в ткани и жидкости организма, высокая эффективность по отношению к микроорганизмам, сохранившим чувствительность к этим препаратам. Выбор препарата зависит от выделенного микроорганизма. В основном для лечения Гр+ флоры применяется пенициллин (кроме пенициллиназообразующего стафилококка), оксациллин и диклоксациллин устойчивы к пенициллиназе. Им отдается предпочтение при заведомой стафилококковой инфекции. Более широким спектром (за счет Гр- флоры) обладает ампициллин, действующий на гемофильную палочку,кишечную палочку,синегнойную палочку.Аугментин (амоксиклав) препарат с широким спектром действия и за счет клавулановой кислоты устойчивый к беталактамазам (пенициллиназе). Карбенициллин, азлоциллин помимо Гр+ флоры действуют на протей, кишечную палочку, синегнойную палочку т.е. Гр- флору, встречающуюся при госпитальных пневмониях. Лимитировать назначение пенициллинов может их непереносимость, различные аллергические реакции, резистентность микроорганизмов.

Цефалоспорины

Бактерицидные антибиотики, в зависимости от спектра антимикробного действия и устойчивости к беталактамазам делятся на 3 группы. Цефалоспорины 1 и 2 генерации по спектру антибактериальной активности близки к полусинтетическим пенициллинам (ампициллин), но их преимущество состоит в устойчивости к пенициллиназе стафилококков и большей активности против эшерихий, устойчивой к ампициллину гемофильной палочке и высокой активностью в отношении клебсиелл. Спектр действия цефалоспоринов 3 генерации смещен в сторону Грбактерий, в том числе и вырабатывающих беталактамазы. Цефтазидим сохраняет высокую активность против синегнойной палочки. Препараты этой группы могут вызывать перекрестные аллергические реакции с пенициллиновой группой.

Карбапенемы

Имипенем - бета-лактамный антибиотик оказывающий бактерицидное действие.Комбинация имепенема с циластатином натрия(ингибитором фермента метаболизирующего имепенем в почках) позволяет повысить концентрацию неизмененного имепенема в моче. Препарат высокоактивен в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий в том числе вырабатывающих беталактамазы и нечувствительных к пенициллинам , цефалоспоринам и аминогликозидам. Имепенем эффективен при лечении как аэробной, так и анаэробной инфекции.На легионеллы, хламидии и микоплазмы не действует. Побочные действия в основном проявляются со стороны желудочно-кишечного тракта(тошнота, рвота,диарея, псевдомембранозный колит), системы крови(анемия, тромбоцитопения,лейкопения и агранулоцитоз) ,почек (олиго-анурия с развитием почечной недостаточности), аллергические реакции характерные для бета-лактамных антибиотиков.

Аминогликозиды

Бактерицидные антибиотики широкого спектра действия. Назначаемые как при Гр+ флоре(в том числе и при устойчивых к пенициллину стафилококков). Представители этой группы гораздо более эффективны против Гр- микроорганизмов у тяжелых больных с гнойносептическими осложнениями, ослабленных больных пожилого возраста больных с различными видами иммунодефицитов. Часто эти препараты назначаются в комбинации с пенициллинами и цефалоспоринами для расширения спектра действия. Ото- и нефротоксическое действие сохраняется за всеми препаратами этих групп и может в какой-то степени ограничивать широту спектра применения этих антибиотиков.

Макролиды

Бактериостатические антибиотики с преимущественной активностью в отношении грамположительных и грамотрицательных кокков. Большим преимуществом антибиотиков этой группы является активность против устойчивых к пенициллину, тетрациклину, левомицетину грамположительных кокков и возбудителей атипичных пневмоний - хламидий, микоплазм, легионелл. Для современных генераций макролидов характерны высокие концентрации антибиотика в тканях, внутриклеточно, что и определяет их высокую антибактериальную активность. Устойчивы к макролидам грамотрицательные бактерии, грибы, вирусы, нокардии. Макролиды имеют преимущество при непереносимости пенициллинов, цефалоспоринов конечно с учетом их спектра действия. Современные макролиды/азалиды позволяют достичь терапевтического эффекта при значительном уменьшении дозы препарата и побочных действий.

Фторхинолоны

Противомикробные препараты, входящие в эту группу, обладают бактерицидным действием в отношении грамположительных кокков, в том числе стафилококков, продуцирующих пенициллиназу, грамотрицательных бактерий: синегнойной, гемофильной и кишечной палочек, энтерококков, менингококков, микоплазм, хламидий и легионелл. Среди побочных эффектов отмечаются поражения желудочно-кишечного тракта: боли, диарея, псевдомембранозный колит, появление ферментемии, поражение системы кроветворения: анемия, лейкопения, агранулоцитоз, тромбоцитопения, различные аллергические реакции. Препараты этой группы не рекомендуется назначать беременным, кормящим и детям до 14 лет.
Возбудители при различной патологии

ИНФЕКЦИИ ПОЛОСТИ РТА У ВЗРОСЛЫХ

Патология

Основные возбудители

Гингивит язвенно-некротический

Спирохеты, P.intermedia1, P.gingivalis1

Остеомиелит челюсти

S.aureus, P.niger, Peptostreptococcus spp.

Пародонтопатии

 

Пародонтит острый

P.gingivalis1

Абсцесс пародонтальный

Зеленящие стрептококки, Fusobacterium spp.,
Peptostreptococcus spp.

Паротит гнойный

S.pyogenes, S.aureus

Ангина Людвига
Быстропрогрессирующий двухсторонний целлюлит поднижнечелюстного и подъязычного пространства

S.pyogenes, S.aureus, Prevotella spp.1, Fusobacterium spp., Peptostreptococcus spp.
  1   2   3   4

Похожие:

И её актуальность icon«Разработка информационного сайта для проекта «Живая история». В...
Во введении определены актуальность работы, объект, предмет, цели и задачи, практическая значимость работы

И её актуальность iconГлава 1 Сахарный диабет глава 2 Приборы для измерения уровня сахара в крови
Актуальность приборов для измерения сахара в крови. Актуальность изучения проблем сахарного диабета определяется как исключительно...

И её актуальность iconТесты
Введение. Актуальность работы

И её актуальность iconИ её актуальность
Кф нестероидных противовоспалительных средств. Особенности применения в педиатрии

И её актуальность iconИ её актуальность
Клинико-фармакологические принципы выбора антибактериальных препаратов в педиатрии

И её актуальность iconМое рукотворное чудо Автор: Гаджимагомедова Саида ученица 1а класса
Введение. Концептуальность и актуальность проекта

И её актуальность iconИ её актуальность
Цель занятия: Изучение современных аспектов лечения заболеваний, сопровождающихся нарушениями функций миокарда

И её актуальность iconАктуальность
Влияние этилметилгидроксипиридина малата на активность cyp3A4: комплексный подход к оценке влияния на систему биотрансформации лекарственных...

И её актуальность icon«Разработка информационного сайта для компании ООО «Витакон»
В работе раскрывается актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования

И её актуальность iconКомплексная программа по организации летнего отдыха детей в лагере
Пояснительная записка (обоснование программы с учетом анализа за прошлый год, актуальность)

И её актуальность iconПрограмма развития
Актуальность обоснования Программы развития школы

И её актуальность iconМетодические рекомендации Актуальность и правовые основания
Организация и проведение родительского собраний по теме «Как защитить ребенка от негативного контента в сми и Интернете?»

И её актуальность iconМетодические рекомендации Актуальность и правовые основания
Организация и проведение родительского собраний по теме «Как защитить ребенка от негативного контента в сми и Интернете?»

И её актуальность iconБезопасное пользование компьютером. 9-й класс Тип урока
Довести до сознания учащихся актуальность проблемы воздействия электромагнитного поля мобильных коммуникационных устройств на работоспособность...

И её актуальность iconДомашний адрес: 127247, г. Москва, Бескудниковский проезд 4-1-81
Актуальность темы обусловлена необходимостью обновления содержания и поиска новых путей изучения элементов электротехники на уроках...

И её актуальность iconАктуальность исследования
Указанные мероприятия должны планироваться и в максимально возмож­ной степени проводиться заблаговременно на всей территории страны,...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск