Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология»




Скачать 204.27 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология»
ТипМетодические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методические указания
по выполнению практических занятий

по дисциплине «Экология»
для студентов первого курса всех специальностей:

2017 гг.

Одобрено

ЦМК «Естественнонаучных дисциплин»

Протокол №_________

«____»_____________2015г. Председатель ЦМК

______________Е.А.Струкова


Утверждаю

Зам. директора по УР

___________Л.А.Тараненко

«____»_____________2015г.


Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Экология» для всех специальностей первого курса.

Автор: _____________________________ Д.Д. Севергин

преподаватель ГБОУ СПО «АМТ» КК
Рецензенты: ________________________Струкова Е.А.

преподаватель ГБОУ СПО «АМТ» КК
_______________________Христофорова Е.Д.

преподаватель ГБОУ СПО «АМТ» КК

РЕЦЕНЗИЯ
на методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» для студентов 1-го курса преподавателя Севергина Д. Д.

Рабочей программой по экологии для студентов 1-го курса технических специальностей запланированы 4 практических занятия. Цель методических указаний – обеспечить четкую организацию проведения практического занятия, осуществить контроль знаний студентов по данной теме.
Данные методические указания включают:

- введение

- методику проведения практического занятия

- порядок оформления заданий

- порядок отчетности по занятию

- критерии выставления оценки

- инструкции по выполнению практического занятия.
Каждая инструкция, помимо темы, цели занятия, оборудования и материалов, включает алгоритм решения или решенный пример задания, а также контрольные вопросы.
Содержание методических указаний не вызывает замечаний, оно может быть рекомендовано к практическому применению.

Рецензент Струкова Е.А.

преподаватель ГБОУ СПО «АМТ» КК

РЕЦЕНЗИЯ
на методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» для студентов 1-го курса всех специальностей, преподавателя Севергина Д. Д.
Целью данных методических указаний является обеспечение четкой организации проведения практического занятия и контроль знаний студентов по данной теме.

Каждое из трех практических занятий включает тему и цель занятия, теоретическую часть в виде алгоритма решения или решенного примера задания, список контрольных вопросов. Также указаны методика проведения практического занятия, порядок оформления и отчет о выполнении занятия, а также критерии оценки.
Содержание методических указаний не вызывает замечаний, оно может быть рекомендовано к практическому применению.

Рецензент Христофорова Е.Д.

преподаватель ГБОУ СПО «АМТ» КК

Методические указания
по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» для студентов 1-го курса всех специальностей, Севергина Д. Д.
ВВЕДЕНИЕ
Цель методических указаний – обеспечить четкую организацию проведения практических занятий по дисциплине, создать возможность студентам, отсутствовавшим на практическом занятии, самостоятельно выполнить работу, оформить отчет и своевременно защитить работу.
1.Методика проведения практических занятий.
Порядок проведения практического занятия включает:

1.1.Опрос студентов по теме практического занятия в разной форме.

1.2.Краткое сообщение преподавателя о целях практического занятия,

порядке его проведения и оформления отчета.

1.3.Выполнение заданий студентами.

1.4.Подведение итогов преподавателем.
2.Порядок оформления заданий.
2.1.Задания выполняются в специально отведенной тетради.

2.2.Указывается число и тема занятия.

2.3.Сначала выполняются задания, а затем контрольные вопросы. Задания можно выполнять в произвольном порядке.
3.Порядок отчетности по практическому занятию.
3.1.Все выполненные работы должны быть сданы преподавателю.

3.2.Неудовлетворительнаяоценка, полученная при выполнении работы,

должна быть отработана студентом и повторно проведена

преподавателем.

3.3.Студенты, отсутствовавшие на практическом занятии, выполняют работу

самостоятельно и предоставляют отчет о выполнении работы

преподавателю.
4.Критерии выставления оценки.
4.1. Оценка «отлично» выставляется, если выполнено правильно 100% работы: выполнены все задания и даны правильные ответы на контрольные вопросы.

4.2. Оценка «хорошо» выставляется, если выполнено правильно 80% -90% работы: не даны ответы на контрольные вопросы (или даны неправильно), сами задания выполнены верно.

4.2. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно 60% -70% работы: допущены ошибки при выполнении работы и не отвечены (или отвечены неправильно) контрольные вопросы.

4.2. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно 50% работы и меньше.
Литература

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1986. - 320 с.

  2. Полянский Ю.И. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. - М., «Просвещение», 1993.

  3. Константинов В.М. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образований - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.


Практическая работа № 1

Тема: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Оборудование: красная книга растений и животных Краснодарского края.

Ход работы

1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по Краснодарскому краю.

2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности (не менее 10 видов).

3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов.

4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

5. Какие виды ландшафтов появились в результате антропогенного воздействия на ОС. Опишите один из ландшафтов (г. Армавир и его окрестности).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое воздействие можно назвать антропогенным?

2. Что такое экосистема? (стр. 116)

3. Чем отличаются антропогенные ландшафты от естественных экосистем? (стр. 131)

4. Приведите примеры естественных и искусственных экосистем.

 Дополнительный материал к работе.

Хозяйственная деятельность человека привела к появлению в природной среде планеты не свойственных ей ландшафтов; характеризуемых как антропогенные ландшафты. К ним относятся: 

  • городские ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие 

  • сельскохозяйственные ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены 

  • ландшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий, характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов 

  • ландшафты, сформированные в ходе нефтедобычи, отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных


Материалы для практического занятия:

  1. http://mprkk.ru/redbook/

  2. http://cicon.ru/zhivotnie-krasnodarskogo-kray.html


Практическая работа № 2

Тема: «Описание жилища человека как искусственной экосистемы»

Цель: описать жилище человека, изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, вопросы грамотного и взвешенного их выбора, узнать, какие цветы можно держать у себя дома и почему, изучить наиболее опасные бытовые приборы и методы защиты от электромагнитного излучения.

На качество среды в жилище влияют: Наружный воздух; продукты неполного сгорания газа; вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. д.; продукты курения табака; бытовая химия; комнатные растения; соблюдение санитарных норм проживания.

В современном доме используются самые разнообразные материалы на основе природных, синтетических и композитных веществ, сочетание которых может пагубно влиять на здоровье человека. В воздухе среднестатистической квартиры одновременно присутствует более 100 летучих химических веществ, относящихся к различным классам химических соединений, причем некоторые из них могут обладать высокой токсичностью. Самую большую опасность для здоровья человека представляют бензол, формальдегид и диоксид азота, основные источники токсичных веществ, попадающих в атмосферу дома, - вовсе не загазованный уличный воздух, а некачественные строительные и отделочные материалы.

Опишите жилище человека как искусственную экосистему, заполнив таблицу:

Элемент дома

Вредные факторы

Методы устранения этих факторов

Отделка, интерьер







мебель







растения







кухня







спальня







кабинет







Бытовые приборы, ЭВМ







вода








Приложение №1

Материалы, использующиеся при строительстве и отделочных работах в доме.

Название материала

Степень вредного воздействия на организм человека

Дерево

Экологически чистый материал

Железная арматура

Экологически чистый материал

Стекло

Экологически чистый материал

Краска масленая

Токсическое воздействие тяжелых металлов

и органических растворителей

Древесностружечные плиты

Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами

Пластик

Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые

изменения в организме человека

Линолеум

Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления

Бетон

Источник радиации

Поливинилхлорид

Может вызвать отравления

Обои с моющим покрытием

Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту,

спазмы и потерю сознания

Приложение №2

Стены из бетона, шлакобетона, полимербетона – источник радиации, мутагена, способной провоцировать новообразования. Радий и торий постоянно разлагаются с выделением радиоактивного газа радона.

  • Снижает содержание радона в воздухе регулярное проветривание комнат. Выделение радона уменьшается благодаря штукатурке и плотным бумажными обоям.

Бетонные плиты поглощают влагу из стен. Сухость воздуха вызывает неприятные ощущения, заболевания верхних дыхательных путей, ведет к ломкости волос и шелушению кожи, увеличению статического электричества.

  • Потому необходимы увлажнители. Можно повесить сосуды с водой на батареи, установить аквариумы, которые еще успокаивают нервы и развивают эстетические чувства.

. Линолеум, служит источником ароматических углеводородов, которые в избыточном количестве вызывают аллергические реакции, повышенную утомляемость, ухудшение иммунитета.

  • Врачи рекомендуют использовать линолеумные покрытия только там, где человек бывает нечасто. Лучше использовать деревянный пол – теплый и экологически чистый.

  • Синтетические ковровые покрытия лучше заменить на изделия из натуральной шерсти и хлопка, бамбуковые циновки.

Мебель из ДСП многие годы источает формальдегиды и фенолы, которые вызывают раздражение слизистой и кожи, обладают канцерогенным (вызывающим рак) и мутагенным (способным вызвать непредсказуемую мутацию генов) эффектами. Такая мебель негативно воздействует на репродуктивную функцию человека, опасна для центральной нервной системы и печени.

  • Нужно заменять на мебель из натурального дерева или уменьшить выделение токсических веществ с помощью краски на алкидной основе.

  • лучше использовать дома водно-дисперсионные краски или отделывать дерево натуральным маслом или воском.

Потолки лучше всего покрывать побелкой. Она и «дышит» неплохо, и влагу впитывает.


Электроприборы

Наши квартиры "нашпигованы" электроприборами. Создаваемое ими электромагнитное поле негативно воздействует на кровеносную, иммунную, эндокринную и другие системы органов человека. Конечно же, постоянное длительное воздействие ЭМП выше перечисленных источников на человека в течение жизни приводит к появлению различного рода заболеваний, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем организма человека. В последние годы в числе отдаленных последствий часто называются онкологические заболевания.

Не садиться близко к экрану телевизора или персонально компьютера.

Убрать электрический будильник или телефонный автоответчик от изголовья постели.

Дешевый и эстетический способ уменьшить влияние вредных факторов - завести комнатные цветы. Они поглощают углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.


Приложение № 3

Как улучшить электромагнитную обстановку в доме?

  • Выключайте из розеток все неработающие приборы - шнуры питания под напряжением создают электромагнитные поля.

  • Размещайте приборы, включающиеся часто и на продолжительное время (электропечь, СВЧ-печь, холодильник, телевизор, обогреватели), на расстоянии не менее полутора метров от мест продолжительного пребывания или ночного отдыха, особенно детей.

  • Если ваш дом оснащен большим количеством электробытовой техники, старайтесь включать одновременно как можно меньше приборов.

  • Помещение, где работает электробытовая техника, чаще проветривайте и делайте влажную уборку - это снижает статические электрические поля.

Кухня

Кухня перенасыщена электромагнитными полями, которые накладываются друг на друга, не оставляя хозяевам никаких шансов найти "тихий уголок". Только абсолютно здоровый человек может позволить себе несколько раз в день окунаться в такую электромагнитную "ванну".

Спальня.

Ни в коем случае в изголовье кровати не должна находиться розетка! А уж тем более с вечно воткнутым в нее шнуром от бра.

Кабинет. 

Главная ошибка - круглосуточно вставленные в розетки шнуры питания. Работающий и неработающий, но включенный в розетку электроприборы дают практически одинаковое излучение. Если же сделать заземление, то, как уверяют специалисты, излучения упадут в 5-10 раз.

Вода

Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Методами химического анализа определили качество питьевой воды. Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 70-80 % всех известных болезней, на 30% ускоряет старение. Из-за употребления токсичной воды развиваются различные заболевания. Повышенная жесткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью, холециститом Недостаток фтора в организме приводит к развитию кариеса зубов. Недостаток йода в воде и пище - основная причина заболевания населения тиреотоксикозом.

Флора жилища

На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Современный человек часто оторван от природы, поэтому необходимо окружить себя растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. На помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис - циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой. Водно-газовый обмен в помещении улучшают антуриум, маранта, и монстера. Хлорофитум, плющ алоэ являются высокоэффективными очистителями воздуха. Многие комнатные растения обладают фитонцидными свойствами. В помещении, где находятся, например, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартирах, поглощают аспарагусы. Герань не только мух отгоняет, но и дезинфицирует и дезодорирует воздух. Кустик комнатной розы поможет вам избавиться от излишней усталости и раздражительности.


Практическая работа № 3

Тема: «Решение экологических задач на устойчивость и развитие».

Цель: закрепить и углубить знания по методике решения задач по экологии качественных и с химическим содержанием, помочь студентам разобраться в разнообразии направлений устойчивого развития современного общества, найти ответы на вопросы о защите природы и использовать эти знания в жизни.

Задача 1.

В стратосфере на высоте 20 -30 км находится слой озона O3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Санкт-Петербурга в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного петербуржца?

Дано: Решение:

√(O3)=150 моль 1) Вычислим число молекул озона:

√ (O3) = N/Na , отсюда N(O3) =  (O3)·Na

Найти: N(O3) = 150 моль · 6,02·1023молекул/моль = 9,03·1025 молекул

N(O3) = ? 2) Вычислим массу озона:

m(O3) = ?  (O3) = m/M , отсюда m(O3) =  (O3)·M

m(O3) = 150 моль·48 г/моль = 7200 г = 7,2 кг

Ответ: N(O3) = 9,03·1025 молекул, m(O3) = 7,2 кг.

Задача 2

Установлено, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может обезвредить без ущерба для него свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора. Рассчитайте, какое количество указанных газов может обезвредить одно такое дерево.

Дано: Решение:

1) Определим молярные массы указанных газов:

m(SO2) = 500 г

m(Cl2) = 250 г

2) Вычислим количество вещества каждого газа, которое может найти и обезвредить одно дерево:

√ (SO2) = ? m(SO2) 500 г

√ (Cl2)= ?  (SO2) = ------ =-------- = 7,8 моль

M(SO2) 64 г/моль

m(Cl2) 250 г

√ (Cl2) = ------- =-------- = 3,5 моль

M(Cl2) 71 г/моль

Ответ:  (SO2) = 7,8 моль,  (Cl2) = 3,5 моль.

Решая эту задачу, учащиеся узнают о роли растений в обезвреживании ядовитых газов. Подобные факты еще раз убеждают их в необходимости сохранения каждого дерева и мобилизуют на активное участие в озеленении своего города

Задача 3.

При сгорании в карбюраторе автомобиля 1кг горючего в воздух выбрасывается до 800 г оксида углерода (II). Вычислите массу и объем (н. у.) оксида углерода (II), образующегося при сгорании 100 кг горючего.

Решение:

Задачу можно решить устно. Путем простых математических вычислений можно прийти к выводу, что при сгорании 100 кг горючего может образоваться оксид углерода (II) массой 80 кг.

Вычислим, какой объем займет этот газ при н. у.:

m(CO) V(CO) m(CO)·V80·103г ·22,4л/моль

n(CO) = = , отсюда V(CO) = = = 64 м3

M (CO) VM(CO) 28г/моль

Ответ: m(CO) = 80 кг, V(CO) = 64 м3


М(СО)=80 кг=80000г

√(СО)=80000/28=2857 моль

V(CO)=2856 *22.4=63974 л= 64 м3

При решении подобных задач учащиеся узнают о веществах, загрязняющих атмосферу: выхлопных газах автотранспорта, продуктах сгорания органического топлива, выбросах промышленных предприятий.

Задача 4

В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего общетоксическим и наркотическим действием. На основе качественного и количественного анализов этого вещества было установлено, что это производное фенола и массовые доли элементов в нем равны: 55% С, 4,0% Н, 14,0% О, 27% Cl.

Установите молекулярную формулу вещества. Составьте уравнения реакции его получения, укажите возможные причины попадания этого вещества в среду.

Задача 5 В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

Задача 6 Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

Ответ. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.

Задача 7. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

Ответ. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.


Практическая работа № 4

Тема: «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы».

1.. Цели:

  • Образовательные: закрепить знания о структуре экосистем, научить составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять различия между ними и их значение;

  • Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности, пробуждать их творческие способности.

  • Воспитательные: способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.

2. Обеспечение занятия: инструкции для студентов, тестовые задания, дидактические, мультимедийные презентации.

3. Порядок выполнения:

3.1. Отработка терминов и понятий.

3.2. Выполнение работы, решение заданий.

3.3. Выполнение тестового задания.

4. Схема отчета:

4.1. Тема и цель занятия.

4.2. Ответы к заданиям.

4.3. Ответы тестового задания.

Оборудованиеучебник , таблицы

Ход работы. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 129, «Биоценозы» стр. 106

Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корпи растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают : в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.

Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. 

Задание 3. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы. Внесите следующие утверждения в таблицу:

  • действует на экосистему минимально,

  • не действует на экосистему,

  • действие направлено на достижение максимальной продуктивности.




Природная экосистема

Агроэкосистема

Естественный отбор







Искусственный отбор







Задание 4. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)




Природная

Агроэкосистема

Видовой состав







Продуктивность







 

Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Похожие:

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания по выполнению практических занятий адресованы обучающимся
Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы гбпоу...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические указания по выполнению лабораторных работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Безопасность труда и инженерная...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине
Методические указания для выполнения практических работ разработаны на основе программы учебной дисциплины «Устранение и предупреждение...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические рекомендации по проведению и оформлению практических...
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования по выполнению практических работ в соответствии с фгос по специальности...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания для студентов по выполнению лабораторных и...
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания рпк «Политехник»
Сборник практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Часть III: Методические указания / Сост. В. М. Макаров;...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания к практическим работам по дисциплине «Базы данных»
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Базы данных», для специальности ксиК

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Право»
Основная задача практических занятий — научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права в соответствии с конкретными...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания к проведению практических занятий Часть 1
Цибизова А. А., Самотруева М. А., Фельдман Б. В. Фармацевтическая технология: методические указания к проведению практических занятий...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания по выполнению практических работ ен. 02 Информатика
Методические указания разработаны на основе рабочей программы по учебной дисциплине ен. 02 «Информатика» по специальности 270101...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине “Базы данных” в соответствии со стандартом...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания по выполнению лабораторно-практических заданий...
Методические указания предназначены для выполнения лабораторно-практических работ по проведению сервисных и восстановительных работ...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания по выполнению практических и лабораторных работ...
Методические указания предназначены для обучающихся по специальностям технического профиля 21. 02. 08 Прикладная геодезия

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по учебной...
Перечень практических занятий по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений...

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Экология» iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий общеобразовательной...
Методические рекомендации по организации практических занятий студентов по общеобразовательной дисциплине оуд. №2 «Английский язык»...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск