Учебное пособие общая психодиагностика




НазваниеУчебное пособие общая психодиагностика
страница1/51
ТипУчебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Под редакцией

А.А. БОДАЛЕВА,

В.В.СТОЛИНА

Допущено Министерством высшего и

среднего специального образования

СССР в качестве учебного пособия

для студентов университетов, обу-

чающихся по специальности <Психо-

логия> 1

ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКОВСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

1987

Рецензенты:

А. А. Деркач, доктор психологических наук, профессор,

А. Г. Кукосян, доктор психологических наук, профессор

Печатается по постановлению

Редакционно-издательского совета

Московского университета

В учебном пособии освещены современные отечественные и зарубеж-

ные разработки в области психодиагностики, вопросы теории, истории Hi

методологии психодиагностики, проанализированы и представлены кон-

кретные методики диагностики личностных черт, мотивации, способнос-

тей, межличностных отношений, сознания. и самосознания. Излагаются

конкретные приемы психометрической отладки диагностических инстру-

ментов, установления их надежности и валидности.

Рассчитано на студентов и аспирантов факультетов и отделений пси-

хологии университетов, научных работников в области психологии и со-

циологии, специалистов в области психологического консультирования и-

психодиагностики.

Авторы: А. А. Бодалев - предисловие, введение, заключение..

В. В. Столин - предисловие, введение, глава 1, глава 9 ( 9.1, 9.2, 9.3,

9.4, 9.5), заключение. В. С. Аванесов - глава 2 ( 2,1). В. С. Бабина -

глава 6 ( 6.4). Е. М. Борисова - глава 5. В. Б. Быстрицкас - глава 7

( 7.1). А. В. Визгина - глава 9 ( 9.4). А. И. Зеличенко - гла-

ва 3 ( 3.5). М. III. Магомгд-Эминов - глава 6 ( 6.1, 6.2). Ю. М. Ор-

лов - глава 6 ( 6.3). С. P. Пантилеев - глава 9 ( 9.5). В. И. По-

хилько - глава 4, глава 8. В. Е. Семенов - глава 2 (<> 2.3). Е. Т. Соко-

лова-глава 2 ( 2.2), глава 7 ( 7,2), глава 9 ( 9,.6), Е. О. Федотова-

глава 9 ( 9.6). Г. Т. Хоментаускас - глава? (7,1, 7.3). А. Г. Шмелев-

. глава 1, глава 3 ( 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7), глава 4, глава 6 (6.4).

А. М. Эткиид - глава 7 ( 7.4).

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии

и психологического консультирования

Зав. редакцией Г. С. Прокопенко. Редакторы В. П. Пазиюва, Г. П. Баркова. Переп"

лет художника Е. Б. Гордона. Художественный редактор Е. М. Демина.. Технический

редактор К.. С. Чистякова. Корректоры В. П. Кададинская, С. Ф. Будаева

ИБ № 2450

Сдано в набор 16.10.86. Подписано в печать 20.05,87. Л-63238. Формат 70х100716..

Бумага типогр. № 3. Гарнитура литературная. Высокая печать. Усл. печ. л.

24,70+0,16 (вкладка). Уч.-изд. л. 26,81+0,11 (вкладка). Тираж 32180 экз..

Заказ 508. Изд. № 4350. Цена 1 р. 20 к.

Ордена <Знак Почета> издательство Московского университета.

103009, Москва, ул. Герцена, 5/7.

Типография ордена <Знак Почета> изд-ва МГУ. 119899, Москва, Ленинские горы

0304000000-068 Издательство Московского

077(02)-87 университета, 1987

STR.3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психология наших дней - не только теоретическая дисциплина,

<изучающая человека, но и система прикладного знания, позволяющая

я поихологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководите-

лю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми.

Практическая направленность психологии приобретает особую зна-

чимость в связи с задачами, выдвинутыми новой редакцией Програм-

мы КПСС,- принятой на XXVII съезде КПСС . Ускорение социально-

экономического развития страны, усиление роли человеческого фак-

тора, творческой инициативы масс повышают значение научных зна-

-ний об индивидуальных различиях людей, обусловливающих эффектив-

ность обучения, воспитания, трудовой деятельности, знаний о методах

выявления этих различий и способах оказания психологической по-

мощи в труде, учении, личной жизни.

Предлагаемая читателю книга посвящена психодиагностике - раз-

.делу психологического знания, формирующемуся на стыке фундамен-

тальных отраслей психологии с практическими запросами жизни.

Современная психодиагностика все шире используется в таких

областях социальной практики, как: 1) расстановка кадров, профпод-

<бор и профориентация; 2) прогнозирование социального поведения,

например стабильности брака, законопослушности; 3) оптимизация

обучения- и воспитания; 4) консультативная и психотерапевтическая

помощь; 5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза; 6) прогно-

-зирование психологических последствий изменения среды. Помимо

этого психодиагностические методики - один из инструментов научных

исследований в психологии личности и межличностных отношений.

Конкретная практическая польза от применения психодиагностики

зависит от уровня социально-экономического развития общества и свя-

занной с ним степени влиятельности субъективного, человеческого

фактора в сфере производства и экономики в целом, а также от того,

каким и чьим целям служат психодиагностические данные. В социа-

-листическом обществе психодиагностика служит интересам общества

в целом и интересам конкретных его членов (учащихся, пациентов

здравоохранительных органов, клиентов психологических консультаций

и т. д.). Еще одно важнейшее условие полезности использования пси-

ходиагностики - это ее научность. Научная психодиагностика осно-

вывается на знании принципов строения и природы диагностируемых

качеств, на знаний закономерностей процесса психодиагностики и ха-

рактеристик ее инструментов.

Психодиагностика, как уже отмечалось, используется в конкретных

областях жизнедеятельности людей: в практике здравоохранения, в

спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семей-

ных консультациях и т. д. В каждой из этих областей существуют

специфические условия использования психодиагностических средств,

специфические психодиагностические задачи и методы, составляющие

предмет частных или специальных психодиагностик (профессиональной,

спортивной, клинической и т. д.). Помимо этих частных вопросов в

психодиагностике существуют и более общие, универсальные вопросы,

Программа Коммунистической партии Советского Союза. (Новая редакция).

.М., 1986.

STR.4

решение которых закладывает фундамент любой специальной психоди-

агностики. Эти вопросы и составляют предмет общей психодиагности-

ки. К ним относятся: 1) методологические, теоретические и конкрет-

но-методические принципы построения психодиагностических инстру-

ментов и формулирования психодиагностических заключений; 2) ме-

тоды и/конкретные методики психодиагностики наиболее универсаль-

ных объектов психодиагностических обследований, таких, как черты

личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межлично-

стные отношения; 3) дифференциальная психометрика как математи-

зированная методология обнаружения межиндивидуальных различий,.

4) нормативные требования к мечодикам, их разработчикам и поль-

зователям.

Этим вопросам и посвящено предлагаемое читателю учебное посо-

бие. По своему жанру оно обладает однорременно ха1рактеристиками:.

монографического исследования я руководства для специалистов и

студентов-психологов. С монографией ее сближает достаточно под-

робное освещение истории психодиагностики, включение дискуссионных

вопросов о природе и строении того или иного диагностируемого каче<

ства или психической характеристики, описание как уже имеющихся

популярных психодиагностических методик, так и оригинальных, раз-

работанных авторами книги, ссылочный аппарат. Возможность исполь-

зовать книгу в качестве руководства обусловлена попыткой авторов

не просто сориентировать читателя в данной области знания, но и

представить необходимые данные для проверки и отладки психометри-

ческих характеристик вновь создаваемых или адаптируемых методик,.

а также для первоначального овладения некоторыми из имеющихся

методов и методик. При этом, однако, авторы и редакторы книги

исходили из недопустимости публикации большим тиражом текстов>

опросниковых методик, ключей и нормативных данных. Это решение

связано как с тем обстоятельством, что знание методики обследуемым

снижает ее диагностическую ценность, так и с необходимостью пре-

пятствовать бесконтрольному использованию методик неспециалиста-

ми. Кажущаяся простота опросниковых методик приводит к попыткам

их использования лицами, не получившими специальной подготовки,.

глубоко не понимающими ни <устройства> методики, ни природы об-

следуемых качеств, ни специфики психодиагностической ситуации. Та-

кое непрофессиональное использование инструментов, созданных для

специалистов, может привести не только к дискредитации психодиаг-

ностики, но и к нанесению прямого или косвенного..вреда обследуемым.

Поэтому необходимые психодиагностические материалы (тексты опрос-

ников, нормы, ключи) предполагается выпустить отдельной брошюрой,

предназначенной для специалистов.

Книга подготовлена коллективом, работающим на кафедре общей

психологии Московского университета, и рядом исследователей, сотруд-

ничающих с кафедрой. Большое число авторов, специфика материала

потребовали создания специальной редакционно-техничеокой группы,

Редакторы книги приносят свою искреннюю благодарность И. М, Кар-

линской (руководитель редакционно-технической группы) и Т. Н. Сте-

пановой за исключительно ценную помощь в подготовке рукописи к

печати.

В заключение хочется выразить надежду, что данная книга ока

жется полезной всем, кто готовится к работе или работает в област1

психодиагностики, а также заранее поблагодарить всех читателей

которые пришлют свои отзывы о книге.

А. А. Бодалев, В. В. Стола

STR.5

ВВЕДЕНИЕ

Современная психология несколькими различными путями оказы-

вает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких

путей - это непосредственная психологическая помощь различным

категориям населения. Психолог, получивший специальную подготовку,

способен оказать консультативную психологическую помощь родителям

в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям,

у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и де-

вушкам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и

приемов общения и многим другим.

Психологическое консультирование основано не только на знании

психологом предмета анализа и обсуждения (семейные и производст-

венные, внутри- и межличностные конфликты), но и на знании законо-

мерностей самого процесса консультирования, его стратегии и тактики.

Психологическая помощь чаще и эффективнее всего оказывается

в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно

переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым

и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью

в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание

не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если

страдания человека складываются в клиническую картину заболевания

и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит

медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или пси-

хологом под руководством врача. Во многих случаях, однако, требу-

ется психотерапевтическая помощь несколько иного характера. По

своей форме и цели это психотерапевтическое вмешательство совпадает

с тем, которое используется при лечении больных. Оно совершается

в форме беседы, дискуссии, игры (т. е. в форме общения) и направле-

но на избавление человека от страданий и ликвидацию причин, его

вызвавших. Это вмешательство, однако, отличается от медицинского

в двух существенных аспектах: 1) природа неблагополучия кроется

не в болезненнйх процессах, происходящих в организме человека, а в

особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере

взаимоотношений с окружающими; 2) обращающийся за помощью и

объективно не является, и субъективно не признает себя больным.

В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь:

в форме психологического консультирования или в форме немедицин-

ской психотерапии, она обладает общей характеристикой - индиви-

дуализированностью своей направленности. Эта индивидуализация

базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за

помощью, в его чувства, переживания, установки, картину мира, струк-

туру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения

часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции,

требуются специальные - психодиагностические - методы.

Внутренняя, необходимая связь психологического консультирования,

немедицинской психотерапии и психодиагностики и обусловила назва-

ние серии, в которой выходит данная коллективная монография.

STR.6

В самом общем виде психодиагностика - это наука и практика

постановки психологического диагноза. Термин <психодиагностика>,

распространившийся в психиатрии вслед за появлением работы Г. Pop-

шаха <Психодиагностика> (Rorschach Н., 1921), довольно быстро вы-

шел за пределы медицины. Термин <диагноз> начал пониматься как

распознавание любого отклонения от нормального функционирования

или развития и даже как определение состояния конкретного объекта

.(индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции

или процесса у конкретного лица). Понятие психодиагностики рас-

пространилось и на профилактическое обследование индивидов и

групп. . .

Диагностическое исследование (точнее - обследование) обладает

тем не менее важной характеристикой, отличающей его от научного

исследования. Психол-исследователь (в том числе и исследователь

в области психодиагностики) ориентирован на поиск неизвестных за-

кономерностей, связывающих абстрактные переменные, использует

<известных> (т. е. определенных по какому-либо признаку) испытуе-

мых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической

целостностью. Для психодиагноста-практика именно эти индивидуаль-

ные отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения

он ориентирован на поиск известных закономерностей в <неизвестных)

обследуемых.

Психодиагностические задачи могут решаться различными спосо

бами. Один из таких способов - это длительное наблюдение за обсле

дуемым, совершаемое в ходе оказания ему помощи (в ходе консульти

рования, психотерапии). Другой способ - это наблюдение за обсле

дуемым в реальных условиях его жизни, например наблюдение з

поведением ребенка в детском саду. Эти способы дают очень ценны

сведения об обследуемом, однако они крайне трудоемки, не всегд

доступны и дают информацию не до начала работы психолога, но уж

в ходе такой работы (которая может оказаться и излишней). Поэтом

в психодиагностике получили распространение специальные психод

агностические методики, используемые не только в сфере консульт

рования и психотерапии, но и во всех тех случаях, когда необходим

получить оценку той или иной психической особенности конкретног

индивида или группы. Эти методики обладают следующими особенн<

стями: 1) они позволяют собрать диагностическую информацию

относительно короткие сроки; 2) очи представляют информацию i

вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенност?

(интеллекте, тревожности, самоотношении, чувстве юмора, наибол(

выпуклых личностных чертах и т. п.); 3) информация поступает в в

де, позволяющем дать качественное и количественное сравнение инд

вида с другими людьми; 4) информация, получаемая с помощью пс

ходиагностических методик, полезна с точки зрения выбора среде

вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза разв

тия, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Принципы разработки психодиагностических средств и их конкре

ное воплощение в диагностических методиках, включая их методолог

ческое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежи

сти, входят в предмет общей психодиагностики.

Развитие этой области знания в нашей стране шло неравномер1

Интенсивное развитие психодиагностики в 20-х и начале 30-х год

оказалось затем приостановленным благодаря неконтролируемоь

непрофессиональному и расширительному использованию тестов. В ]

зультате в развитии отечественной психодиагностики наметилось (

STR.7

ставание, которое стало интенсивно преодолеваться в 70-е и 80-е годы.

Большую работу в этом направлении проводит научный коллектив

Ленинградского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева .

Издаются монографии, посвященные частным или специальным психо-

диагностикам Становятся доступными русскоязычному читателю за-

рубежные издания. Вновь разрабатываются фундаментальные вопросы

общей психодиагностики .

Предлагаемый вниманию читателя коллективный труд содержит

систематическое изложение ряда разделов общей психодиагностики.

В книге освещаются вопросы теории и истории психодиагностики, под-

робно описываются приемы, используемые при психометрической от-

ладке, проверке и разработке психодиагностических инструментов.

Ряд глав посвящен психодиагностике отдельных психических характе-

ристик, которые наиболее часто становятся предметом изучения пси-

ходиагноста или психолога-исследователя. К ним относятся черты

личности, мотивация, межличностные взаимоотношения, способности,

сознание и самосознание. В то же время некоторые традиционные раз-

делы общей психодиагностики, уже получившие освещение в литера-

туре (например, психодиагностика интеллекта), не представлены в

книге. В каждой главе, посвященной конкретной предметной области

психодиагностики, приводится обзор существующих методик и, как

правило, более подробно излагаются те из них, которые авторами

рекомендуются к использованию. Изложение этих последних методик

отражает тот этап, на котором находятся их теоретическая проработ-

ка и психометрическая отладка, т. е. не претендует на окончатель-

ность и завершенность. Превращение психодиагностических методик

в надежный инструмент науки и практики зависит от интенсивности

усилий многих исследователей, проверки и перепроверки получаемых

данных.

См" например: Психологические методы исследования личности в клинике. Л"

1978; Кабанов М. М" Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологиче-

ской диагностики и коррекции в клинике. Л" 1983.

См.: Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1976; Рубинштейн С, Я.

Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970; Кулагин Б. В. Основы

профессиональной психодиагностики. Л" 1984; Марищук В. Л" Блудов Ю. М.,

Плахтиенко В. А" Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.,

1984, Бурлачук Л, Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев,

1979.

Ї См.: Швандара И. и коллектив. Диагностика психического развития. Пра-

га, 1978; Анастази- А. Психологическое тестирование. М" 1982; Черны В. Пси-

ходиагностика в социалистических странах. Братислава, 1983.

См.: Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси,

1975; Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании сту-

дентов). Л., 1976; Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности.

М., 1980; Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М" 1982;

Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М" 1983; Психоло-

гическая диагностика: Проблемы и исследования/Под ред. К. М. Гуревича. М" 1981}

Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В, В. Сто"

лина и А. Г. Шмелева. М" 1984; Мельников В. Н" Ямпольский Л. Т. Вве-

дение в экспериментальную психологию личности. М" 1985.

STR.8

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Похожие:

Учебное пособие общая психодиагностика iconОбщая биология
Костерин О. Э. Общая биология: Курс лекций для психологов. Учебное пособие. – 2-е изд., испр и доп. / Новосибирск: Новосиб гос ун-т.,...

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие по дисциплине «медицина катастроф»
Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие по дисциплине «медицина катастроф»
Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие
Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие тема: «профилактика пролежней»
Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие
Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие Иркутск 2006
Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов»

Учебное пособие общая психодиагностика iconКомпьютерные коммуникации в культуре учебное пособие по английскому языку
Учебное пособие предназначено для развития навыков и умений устной речи. Пособие включает 8 тем, 21 текст, словарь. Текстовый материал...

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие соответствует примерной учебной программе по дисциплине...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия»

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие
Г82 Противодействие организованной преступности: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. И. Гурова, B. C. Овчинского. М.: Инфра-м,...

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие для бакалавров
Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,...

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие (Краткий курс) Москва Издательство Российского университета дружбы народов
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре и специализирующихся по защите растений

Учебное пособие общая психодиагностика iconАвиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью...
Учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации ауц

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя,...
Учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации ауц

Учебное пособие общая психодиагностика iconУчебное пособие ппи, 2008 104 с.: ил. Учебное пособие по дисциплине...
Учебное пособие по дисциплине «Конструкторско-технологическое обеспечение производства эвм» предназначено для студентов Псковского...

Учебное пособие общая психодиагностика iconСтрахование. Транспорт. (Корреспонденция и документация) учебное пособие по английскому языку
Пособие содержит аутентичные документы и письма; материалы для развития навыков устного и письменного перевода; снабжено англо-русским...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск