Крылья границы




НазваниеКрылья границы
страница1/55
ТипКнига
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55
В.С. Новиков

КРЫЛЬЯ ГРАНИЦЫ

МОСКВА

ГРАНИЦА

2008

ББК 67.401.212 Н73

Новиков В.С.

Н 73 Крылья границы: Историко-документальный очерк. — М.: Граница, 2008.— 455с.: 40 л. ил.

15ВК 978-5-98759-035-5

Книга «Крылья границы» посвящается нелегкому ратному труду летчиков-погранич­ников. На основе большого исторического материала автором раскрываются малоизве­стные страницы зарождения, становления и развития пограничной авиации, героизм и мужество защитников священных рубежей Отечества.

В ней содержится много архивных документов, уникальных фотографий. Книга пред­ставляет интерес для широкого круга читателей.

ББК 67.401.212

© Новиков В.С., 2008
ISВN 978-5-98759-035-5 © Издательство «Граница», 2008

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ

Авиация пограничных войск органов Государственной безопасности СССР и России прошла славный боевой путь вместе со своей страной, зорко охраняя ее рубежи.

Этот путь ознаменовался доблестными делами летчиков-пограничников, как в период мирного строительства, так и в период тяжелых военных испы­таний для нашей Родины. История боевого пути авиационных частей неотдели­ма от боевого пути пограничных войск, истории развития нашего государства. Мужала и крепла Родина, развивались пограничные войска, а вместе с ними крепли авиационные части, набираясь опыта, оснащаясь новейшей для своего времени авиационной техникой и вооружением.

Уже в период своего зарождения авиация пограничных войск оказывала неоценимую помощь наземным войскам в их боевых действиях, что особенно проявилось в 20-30-е гг. в борьбе с басмачеством в Средней Азии. Среди отли­чившихся в боях с басмаческими бандами в Средней Азии летчики А. Завья­лов, И. Чупров, В. Абрамкин, В. Емельянов, К. Шишков, М. Кавыршин, В. Ка­минский, И. Мазурук (впоследствии известный полярный летчик, Герой Со­ветского Союза), В. Филиппов и др. Не менее сложные боевые задачи выпол­няли летчики и при ликвидации недобитых басмаческих банд и групп на гра­нице Казахстана с Китаем. Одним только Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1938 г. за участие в борьбе с басмачеством и про­явленное при этом мужество и отвагу были награждены орденами и медалями 63 летчика пограничной авиации.

Не сразу приходил боевой опыт, развивалась тактика применения авиации при охране границы. Авиаторы-пограничники вели воздушную разведку, достав­ляли поисковые группы и резервы, оказывали огневую поддержку наземным под­разделениям, при необходимости перевозили раненых, медикаменты, воду, про­дукты питания, оружие, боеприпасы и другие материальные средства.

Кроме главной задачи 30-х гг. — борьбы с басмачеством и бандитизмом на границе — летчики-пограничники ОГПУ участвовали в спасении челюскин­цев, первыми обнаружили самолет Валерия Чкалова на о. Удд, отличились в пограничном конфликте у оз. Хасан, в задержании сотен диверсантов на даль­невосточной, южной и западной границах СССР перед войной, в спасении аль-

пинистов при восхождении на горные вершины Памира и Тянь-Шаня, актив­но участвовали в агитационных перелетах и праздничных авиационных пара­дах, в оказании помощи жителям высокогорных районов приграничья при многочисленных стихийных бедствиях.

Диапазон использования авиации в выполнении специальных заданий и охране государственной границы постоянно расширялся. Осваивая новые рай­оны полетов, накапливая служебный и боевой опыт, летный состав выполнял все более сложные задачи. В этой связи предъявлялись особые требования к выбору, как правило, отечественных самолетов. Такие летательные аппара­ты, как Р-1, Р-3, Р-5, По-2, гидросамолеты МБР-2, Ш-2, «Савойя» С-62бис (МБР-4) были по тем довоенным временам отличной авиационной техникой.

В 1939 г. произошло значительное увеличение и изменение организацион­но-штатной структуры авиации погранвойск. Все ее части, независимо от дис­локации, были сведены в отдельную авиационную бригаду Погранвойск НКВД СССР с дислокацией ее штаба на подмосковном аэродроме в Быкове. Эти ор­ганизационные мероприятия значительно расширили права командира авиа­бригады, являющегося одновременно помощником начальника пограничных войск по авиации, а также позволили ему применять авиацию пограничных округов оперативно, по единому замыслу и плану начальника Пограничных войск НКВД СССР.

Серьезным испытанием для авиации пограничных войск стала Великая Отечественная война. Четыре авиационные части и два отдельных авиапод­разделения погранвойск, дислоцирующиеся на западной границе, в первый же месяц войны были переданы в состав ВВС Красной Армии.

За совершенные подвиги более двадцати летчиков-пограничников удосто­ились высшей награды Родины: дважды Героем Советского Союза стал В. Го­лубев, Героями Советского Союза стали А. Володин, Л. Говорухин, Ю. Доброво­льский, И. Маслов, А. Мартынов, А. Маресьев, И. Мещеряков, К. Новоселов, Г. Писарев, А. Рыхлов и др. Большинство из них до войны служили в авиаци­онных частях погранвойск и из них ушли на фронт или, получив звание Ге­роя Советского Союза на фронтах Великой Отечественной в частях и соеди­нениях ВВС, служили в пограничной авиации после войны.

Авиаторы-пограничники отдельной авиационной бригады Погранвойск НКВД СССР выполняли особо важные задания командования по обеспечению боевых действий наших войск и охране тыла действующей армии, осуществ­ляли связь Центра со штабами фронтов и партизанских соединений, доставля­ли народным мстителям боеприпасы и вооружение, обеспечивали продукта­ми питания, медикаментами, вывозили больных и раненых партизан на Боль­шую землю. В сложнейших метеорологических и боевых условиях экипажи авиационной бригады пограничных войск выполнили десятки тысяч боевых вылетов за линию фронта, перевезли, доставили и десантировали сотни ты­сяч людей и тысячи тонн грузов.

В суровом 1941 г. офицеры авиабригады погранвойск устроили показ сби­той немецкой авиационной техники в Москве на площади Свердлова, напро-

Слово к читателям

тив Большого театра. Специальная парашютная группа бригады подготовила несколько тысяч парашютистов для заброски их в тыл гитлеровцев. Истреби­тельный авиационный полк авиабригады в период битвы под Москвой с че­стью отразил все налеты люфтваффе в своей восточной зоне ответственности. На авиабригаду возлагались и другие особо важные задания. Так, на Тегеран­скую конференцию в 1943 г. летчики доставили делегацию СССР, а также группу офицеров для обслуживания самолетов и делегации. В числе послед­них были офицеры М. Красильников, В. Куцемелов, Н. Комолов, Д. Баранов, И. Морозов и др. Пограничным экипажем на Нюрнбергский процесс был до­ставлен гитлеровский фельдмаршал Паулюс, плененный при разгроме фа­шистских войск под Сталинградом, осуществлялась доставка делегации СССР в Париж на конференцию министров иностранных дел.

Летчики авиабригады погранвойск перевезли на Аляску десятки тонн зо­лота, которым рассчитывалась наша страна за поставки американской техни­ки. Авиационные части пограничных войск участвовали в строительстве ли­нии ВЧ связи с Дальним Востоком, в войне с империалистической Японией. Все эти мероприятия осуществлялись авиационными частями пограничных округов с одновременной усиленной охраной Государственной границы СССР по всему ее периметру: с юга, востока, севера, а после отступления врага и ос­вобождения советской территории — с запада.

В послевоенный период с 1946 по 1954 г. четыре авиационные части запад­ных пограничных округов участвовали в борьбе с бандитизмом в Белоруссии и Прибалтике, западных областях Украины. За это время был накоплен огром­ный опыт в организации и службе авиационных частей пограничных войск в новых сложившихся условиях, в подборе и подготовке авиационных кадров, в техническом обеспечении и обслуживании материальной части, поддержании на должном уровне боеготовности авиатехники, высокого уровня летной под­готовки и морального духа личного состава.

Однако в 1960—1961 гг., в период сокращения Вооруженных сил, сильно пострадала авиация погранвойск: были полностью расформированы авиаци­онные полки в Быкове, Пярну, Львове, Одессе, Хабаровске с передачей само­летов и вертолетов в ВВС, аэродромов и лучших по тем временам авиаре­монтных мастерских в Быкове — Гражданскому воздушному флоту, а штабов и авиагородков — Управлению правительственной связи МГБ СССР. Остав­шиеся авиационные полки и отдельные эскадрильи были сокращены до мало­численных авиационных отрядов, с передачей их в подчинение начальникам войск пограничных округов.

Но самую длинную в мире государственную границу нашего огромного го­сударства надо было чем-то охранять. Уже в 1964—1965 гг. новое руководство Погранвойск КГБ СССР неоднократно предлагало разместить одно из авиа­ционных подразделений погранвойск на одном из четырех подмосковных аэродромах, но получало отрицательный ответ. Аналогичная ситуация была и в регионах, где все бывшие гидроаэродромы были заброшены, а освободив­шиеся сухопутные аэродромы авиации погранвойск были заняты другими

Слово к читателям

авиационными ведомствами. Этот период заметно затормозил послевоенное становление пограничной авиации. Почти 30 лет понадобилось органам госу­дарственной безопасности нашей страны для того, чтобы преодолеть отстава­ние пограничной авиации.

Авиационная техника погранвойск за этот мирный, более чем 30-летний послевоенный период, обновилась практически трижды. В 50-х гг. основными типами летательных аппаратов в авиации погранвойск были самолеты По-2, Ли-2, «Арадо-196», вертолеты Ми-1 и Ми-4. В 60-е гг. им на смену и в допол­нение пришли самолеты Ан-2, Ил-14 и вертолет Ми-2. Затем в 70-е гг. с порш­невых самолетов Ан-2 и Ил-14 летчики-пограничники пересели на более на­дежные и комфортабельные турбовинтовые Ан-24, Ан-26 и турбореактивные Як-40, с вертолетов Ми-2 и Ми-4 на турбовинтовые двухмоторные, а значит, и более надежные Ми-8 и Ка-25.

В 70-е гг. кроме выполнения ранее традиционных задач по охране Государ­ственной границы СССР в соответствие с постановлением ЦК КПСС и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1976 г. «О временных ме­рах по сохранению ресурсов и регулированию рыболовства в морских рай­онах, прилегающих к побережью СССР» на пограничные войска были возло­жены новые задачи по охране 200-мильной морской экономической зоны СССР. В связи с ростом выполняемых задач и для выполнения этого поста­новления были дополнительно сформированы несколько отдельных авиаци­онных эскадрилий, а также несколько отдельных эскадрилий преобразованы в отдельные авиационные полки. При штабах пограничных округов были соз­даны авиационные отделы и авиаотделения. Летный состав на самолетах Ил-14 и Ан-24 освоил полеты по охране 200-мильной морской экономической зоны во всех регионах и морях Советского Союза с удалением от береговой черты до 400 км.

Афганский период — это время максимального развития авиации Погран­войск КГБ СССР за всю ее 70-летнюю историю. В 80-е гг. в связи с поставлен­ной Правительством СССР задачей по оказанию интернациональной помощи народу Афганистана произошло значительное усиление авиации двух «вою­ющих» Среднеазиатского и Восточного пограничных округов. Были дополни­тельно сформированы два отдельных авиационных полка и авиационные от­делы Среднеазиатского и Восточного пограничных округов, некоторые авиа­эскадрильи в других регионах границы были преобразованы в авиационные полки. В авиационные части погранвойск поступили современные самолеты Ил-76 и Ан-72, вертолеты Ми-8МТ, Ми-24, Ми-26, Ка-27. Авиация в погра­ничных войсках стала современной, шагающей в ногу со временем, авиацион­ной структурой нашего государства.

Летный состав приобрел опыт охраны государственной границы в боевых условиях и опыт ведения боевых действий с противником в условиях высоко­горной и пустынно-песчаной местностях с посадками на не подготовленные площадки, а также площадки, расположенные на высотах до 3500—4000 м над уровнем моря. За 10 лет 90 % от общего количества экипажей авиации по-

Слово к читателям

гранвойск прошли через Афганистан. Было потеряно 62 вертолета (это два пограничных авиационных полка) и 58 человек летного состава, что составля­ет около 11% от общих потерь пограничных войск в Афганистане. Но летчи­ки-пограничники с честью выдержали выпавшие на их долю испытания.

За массовый героизм, мужество и отвагу, проявленные летно-техническим составом авиации пограничных войск в афганских событиях, в 1990 г. Марый-ский отдельный авиационный полк был награжден орденом Красного Знаме­ни, Душанбинский отдельный авиаполк — орденом Красной Звезды. За со­вершенные подвиги звание Героя Советского Союза получили в 1982 г. под­полковник Ф. Шагалеев, в 1989 г. — капитан В. Попков. За 10 лет афганской войны 18 авиаторов-пограничников были награждены — орденом Ленина, бо­лее 200 человек были награждены орденом Красного Знамени, более 400 че­ловек — орденом Красной Звезды, более 100 человек — орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и более 18 000 человек -медалями СССР и Республики Афганистан.

Постсоветский период с 1991 по 2003 г. стал не менее сложным, чем все предыдущие этапы. Распад Советского Союза привел к образованию на гра­ницах Российской Федерации 15 самостоятельных государств, в результате чего, по самым скромным подсчетам, более 40 % самых обустроенных, подго­товленных и укомплектованных авиационных частей погранвойск остались за пределами России. Вместе с ними остались авиагородки, аэродромы, самоле­ты, вертолеты, наземная авиационная техника и самый подготовленный лет­ный состав. Авиации пограничных войск пришлось с нулевой отметки органи­зовывать базирование и службу авиачастей на новых рубежах бывшей адми­нистративной границы между советскими республиками, ставшей Государст­венной границей России.

За 10 лет после распада Советского Союза в авиацию ФПС России не по­ступил на вооружение ни один современный самолет или вертолет. Создалось то критическое положение, когда моторесурс пограничной авиационной тех­ники более чем на 50 % исчерпал свои возможности. Только в 2004 г. в погра­ничную авиацию наконец поступил на вооружение самолет Ан-74, а в 2005— 2006 гг. — еще 10 летательных аппаратов различного предназначения и класса.

Каждое время рождает своих героев. В постсоветский период развития авиации погранвойск за подвиги, совершенные на таджикско-афганской гра­нице в 1996 г., удостоены звания Героя Российской Федерации полковник С. Липовой, подполковники В. Тарасов и Ю. Ставицкий, капитаны И. Будай (посмертно) и В. Стовба (посмертно). В период боевых действий в Чечне Ге­роями Российской Федерации стали полковник Н. Гаврилов и подполковники Л. Константинов (посмертно) и Ю. Недвига. Многие летчики были награждены орденами и медалями.

Идут годы, остаются позади десятилетия, но эстафета доблести и славы авиации пограничных войск органов государственной безопасности нашей страны передается из поколения в поколение. И очень приятно сознавать, что

Слово к читателям

в авиации погранвойск служили и служат целые «авиационно-пограничные династии»: отцы и сыновья Рохловы, Шатохины, Евдокимовы, Шагалеевы, Кунаевы, Ивахненко, Гончаренко, Неробеевы, Суховы, Вильдановы, Быковы, Горбатовы, Ветошниковы, Минко и многие-многие другие. Это вселяет наде­жду, что связь поколений авиационных защитников границ нашего Отечества не прервется никогда.

В книге рассказывается не только об этапах и периодах становления и раз­вития авиации погранвойск, но и о вкладе летчиков-пограничников в обеспе­чение надежной охраны священных рубежей нашей Родины, о подвигах лет­чиков, штурманов, авиационных инженеров, стрелков-радистов и о тех, кто самоотверженно трудился на земле, обеспечивая эффективность выполнения служебно-боевых задач.

Главные идеи и приоритеты этой многолетней научно-исследовательской работы и одновременно рамки научного исследования:

во-первых, это конкретные люди — летчики, штурманы, авиационные ин­женеры и техники, которые честно выполняли свой воинский долг и постав­ленные боевые и служебно-боевые задачи, при этом совершили подвиги, про­славились ратным трудом или оставили заметный след в истории авиации По­граничных войск КГБ СССР и Пограничной службы ФСБ России;

во-вторых, совершенствование авиационной техники и оборудования са­молетов и вертолетов на всех исторических этапах развития авиации погра­ничных войск;

в-третьих, выполняемые задачи и совершенствование тактики примене­ния самолетов и вертолетов при охране, защите и обороне государственной границы в ходе основных исторических этапов развития нашего государства;

в-четвертых, строительство пограничных авиационных подразделений, частей и соединений;

в-пятых, особенности обучения и подготовки летного и инженерно-техни­ческого состава.

В поисках истины, постоянно помня, что ученый обязан устанавливать ис­тину на основе конкретных общеизвестных исторических фактов и архивных материалов, записей разговоров с сотнями ветеранов авиации погранвойск, а также собственного служебного и боевого опыта, автор попытался сделать исторический анализ происходящих событий, учитывая общую обстановку в стране, в системе безопасности нашего государства, и одной из ее составляю­щих — пограничных войсках.

В первых строках книги автор хотел бы поблагодарить офицеров и их се­мьи, предоставившим личные семейные альбомы и фотографии: Г. Степано­ва, В. Кутухтина, В. Кирилова, В. Валеева, Н. Дорожкина, Н. Туманова, Н. Чу-пикову, И. Чупрова, А. Чуракова, Ю. Попова, Ю. Мирошниченко, А. Кунаева, А. Валаева, Л. Романюк, В. Рыкованова, А. Ивахненко, В. Таланова, В. Кар­пова, М. Сафиуллина, В. Письменного, А. Кулеба, Н. Гаврилова, а также быв­ших фотокорреспондентов журнала «Пограничник» В. Смирнова, Г. Бибика,

Слово к читателям

В. Гречухина и др. Без их бескорыстной помощи было бы невозможно собрать такой уникальный архив воспоминаний и фотодокументов.

И еще одно существенное примечание — особую благодарность автор хо­тел бы выразить офицерам Управления авиации ФСБ России, взявшим на себя нелегкий труд предварительного редактирования рукописи, проверки соответствия описанных в книге событий, фактов, эпизодов и случаев реаль­ных исторических фактов, а также начальнику Управления авиации ФСБ России генерал-лейтенанту Николаю Федоровичу Гаврилову, нашедшему возможность профинансировать издание книги.

С уважением к истории авиации пограничных войск и людям, ее творив­шим.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Похожие:

Крылья границы iconИнтервью с А. Аббасовой, президентом благотворительного фонда "Расправь...
Интервью с А. Аббасовой, президентом благотворительного фонда "Расправь крылья!", приуроченное к пятилетию организации

Крылья границы iconНекоторые вопросы истории становления и развития правового режима государственной границы России
В настоящее время охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах...

Крылья границы iconПредложение на поставку продукции
...

Крылья границы iconТехническое задание на выполнение топографо-геодезических работ по...
Целью настоящей работы является выполнение топографо-геодезических работ по обеспечению проверки прохождения российско-китайской...

Крылья границы icon12 самых злобных вредителей. Часть 1
В мае вместе со всем природой просыпаются и вредные, прямо-таки преступные элементы. Расправляя затекшие от долгого бездействия крылья...

Крылья границы iconХурала Республики Бурятия по межрегиональным связям, национальным...
Мешалкин Александр Юрьевич – президент Федерации сверхлегкой авиации Республики Бурятия «Байкальские крылья»

Крылья границы iconТехническое (геологическое) задание
Целевое назначение работ, пространственные границы объекта, основные оценочные параметры

Крылья границы iconОсновы государственного управления
О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации

Крылья границы iconИпф-01 паспорт
Способ определения угла наклона светового пучка по положению светотеневой границы на экране прибора относительно разметки

Крылья границы iconПрограмма обслуживания тура «Познавательная Европа»
Отправление из г. Белгорода. Пересечение границы Россия-Украина. 11: 01. Посадка на поезд Харьков-Чоп

Крылья границы iconИз-за пожара в мусоропроводе в Липецке эвакуировали 25 человек
Долгоруково – Тербуны вблизи границы Долгоруковского и Тербунского районов Липецкой области столкнулись «ваз 2108» и «Рено»

Крылья границы icon“Выполнение топографо-геодезических работ по обеспечению демаркации...
Форма описи документов, представляемых для участия в открытом запросе предложений

Крылья границы iconРуководство по контролю загрязнения атмосферы рд 52. 04. 186-89
Целью этой программы является получение сведений о переносе в атмосфере загрязняющих веществ через границы государств в европейском...

Крылья границы iconПояснительная записка: Современное состояние территории, том I (обосновывающая часть)
...

Крылья границы iconСтатья посвящена оценке последствий агрессии Грузии в отношении Южной...
Статья посвящена оценке последствий агрессии Грузии в отношении Южной Осетии, попытке определения нового основания изменения государственной...

Крылья границы iconМест производства и видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск
Работы на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте без защитных ограждений


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск