Основы операторского искусства




НазваниеОсновы операторского искусства
страница1/3
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3
Основы операторского искусства

Уважаемый читатель!

Начав читать эту книгу, ты должен подумать, а нужно ли тебе это? Ведь, по сути, взяв камеру в руки, мы все чувствуем себя операторами, режиссёрами, почти уже обладателями голливудского «Оскара». Но забываем, что кроме счастья обладать видеокамерой, мы ещё, и принимаем на себя определённые обязательства и ответственность. Ведь мы снимаем не себя через зеркало. Некоторые люди очень не любят, когда на них направлен объектив. Поэтому я и предупреждаю об ответственности за всё, что вы хотите делать с камерой и на монтажном столе. Будьте уважительны не только к себе и своим желаниям, но и к людям, с которыми вам придётся работать на съёмочной площадке.

  1. ВЫБОР ЕСТЬ…

Итак, вы стоите перед выбором, чем же вы, великий оператор и режиссёр, будете снимать. В наше время выбор оборудования просто огромен. Вы приходите в магазин электроники и стоите перед дилеммой: цена – качество. Здесь всё просто. Определитесь, чего хотите именно вы? А определиться с выбором я вам попробую помочь.

Видеокамеры различаются по форматам. Грубо говоря, по количеству горизонтальных полос на экране телевизора (ТВЛ), когда вы смотрите конечный продукт своего производства. Здесь можно много писать о разрешении, пикселях на дюйм или точек на квадратный сантиметр. Не думаю, что вам так необходимо знать все тонкости различия форматов и их характеристики. Но если вы действительно хотите это знать, то могу вас направить к специальным техническим ссылкам, которыми забиты документации на оборудование и специальные сайты в интернете.

Первым и самым популярным в недалёком прошлом был формат VHS, то есть Video Home System – система домашнего видео. До сих пор в магазинах можно встретить большой выбор различных камер этого формата (Sony, Panasonic, JVC, Hitachi, Samsung). Эти камеры неприхотливы, не дороги. Имеют стандартные размеры (Panasonic 3000, 3500, Hitachi) и компакт-размеры, т.е. маленькие камеры, «мыльницы». Этот формат имеет невысокое разрешение. Например, снять прядь волос или речную рябь такой камерой можно только при хорошем освещении и удачном ракурсе. Если с этой камеры переписывать копию на другую кассету, то качество значительно теряется. Это всё происходит из-за маленького количества полос (всего 250-280 ТВЛ). Вторую, и больше, копию смотреть уже затруднительно из-за некачественной картинки и звуковой полосы, которая отстаёт (заметно по артикуляции). Выигрывая в цене – вы проигрываете в качестве.

Следующий формат, который котируется выше, но сегодня имеет тоже свои проблемы – S-VHS (Super Video Home System). По качеству картинки и звуку значительно отличается от VHS (300-350 ТВЛ), но по требованиям сегодняшнего дня, качество оставляет желать лучшего. При перезаписи, копия имеет вид материала для непритязательного просмотра. Оба эти формата (VHS и S-VHS), при закачке в компьютер на монтажную линейку, необходимо оцифровать через так называемый Canopus, который сохранит ваши файлы в формате AVI (формат линейного монтажа звука и видео). В таком виде материал очень легко «раскладывать» по линии монтажа и резать на файлы. Дальше дело техники и вашего воображения.

Следующий формат, о котором необходимо здесь сказать, miniDV (mini Digital Video, компактные кассеты с очень неплохим качеством воспроизводства – 400 ТВЛ). Самый популярный сегодня формат производства видеофильмов для домашнего пользования. Эти камеры можно найти в любом магазине электронной техники (Sony, Panasonic, JVC, Samsung, Canon). Невысокая цена и приличное качество съёмки вызывает чувство удовлетворения у пользователей. Но если вы планируете делать фильмы хорошего качества, советую непременно обратить внимание на оптику аппарата. Для пояснения: объектив камеры имеет наиважнейшее значение на съёмочной площадке. Для профессионала не имеет значения, какие опции есть у камеры: все эффекты он может произвести в монтажной программе, а вот возможности объектива – могут стать решающим шагом в выборе видеокамеры.

Сейчас на прилавках появились камеры нового формата HD (High Definition). Это оборудование совсем не дешёвое, но если в него вложиться, то вы получите почти профессиональное качество исходного (немонтированного) материала. Даже перезапись с кассет этого формата не имеет потерь в качестве воспроизводимой картинки (800 ТВЛ). Для любительской работы, я мог бы предложить вам работу именно с этим форматом. Очень хорошее качество по свету, цвету, звуковой дорожке. Камеры Sony и Panasonic уже имеют все эти качества.

И последнее, уже просто для информации. Профессионалы работают в форматах Betacam SP, XP, а также очень, популярные на телеканалах форматы DVCAM и DVCPro. Эти камеры по ценовой политике очень дороги для любителя и требуют профессионального подхода к себе. Электронное кино снимается в форматах HDV и вышеуказанных на камерах Sony, Panasonic, Thompson, Ikegami.

  1. ПОДГОТОВКА К СЪЁМКЕ

Теперь, после технического отступления, перейдём к творческой составляющей вашего, ещё пока не снятого, шедевра. Первое, что вы должны определить для себя, ЧТО вы хотите снять? Если у вас уже выработана привычка, брать камеру и просто нажимать кнопку REC, то эта книга не для вас. Снимать застолье с родственниками или очередной выезд на природу можно и без знаний. Нынешнее оборудование даёт возможность почувствовать себя оператором даже младенцу: схватил видеокамеру, направил на объект, и поехали… Что из этого выйдет, и так понятно – прыгающая картинка, невнятное бормотание «актёров» и ещё много чего такого, что вам потом захочется просто стереть с кассеты. Но если вы планируете сделать фильм, красивый и интересный, необходимо заранее продумать варианты подачи материала. Для начала задайте себе вопросы: а) оно мне надо? Может просто посидеть и получить удовольствие от события? б) зачем оно мне надо? Не будет ли потом кому-нибудь стыдно, за своё поведение? А ещё очень часто бывает, что человек, впервые увидевший себя на экране телевизора, чувствует себя глупо и не в своей тарелке. Особенно критически относятся к себе женщины: им не нравится свой голос, внешний вид. Это необходимо предвидеть заранее и быть деликатным при работе на съёмочной площадке. в) кому это надо кроме вас? Будет ли интересно смотреть ваше произведение другим людям? Такая ситуация типична для съёмок свадеб и юбилеев. Заказчикам кажется, что им необходима каждая минута торжественного вечера. Когда приходит долгожданное время смотреть фильм о себе любимом, выясняется, что Иван Петрович говорит слишком много и не по делу, Марья Ивановна никак не может пробраться к виновникам торжества со своим «самым важным и нужным поздравлением» и т.д. и т.п. В общем, ощущение зря потерянного времени и расходного материала. Навряд ли вас потом поблагодарят за такую работу.

Резюмируя всё вышесказанное, вам необходимо продумать заранее все ходы, которые вы будете использовать во время съёмки; решить, какие кадры вам необходимы будут при монтаже. Постарайтесь построить драматургию вашего фильма, выделить основные моменты, на которых будет строиться эта самая драматургия. Постарайтесь стать на время режиссёром. Что для этого надо? Сформулируйте на бумаге идею вашего фильма. При этом постарайтесь отвлечься от замечаний, которые могут у вас возникнуть, пустите свою мысль в свободное парение. Попробуйте скомбинировать сценарий, не привязываясь к одной дате, которая для вас является съёмочным днём. Попробуйте в своих размышлениях свести воедино вещи, которые в обыденной жизни могут быть не совместимыми. Например, попробуйте обдумать, а что было до этого, что привело к сегодняшней дате. А потом додумайте, что будет потом, в результате события. Попробуйте на бумаге поменять эти события местами, перекомпануйте информацию: будет это интересно? Первые кадры должны привлечь к себе зрителя с первой секунды и не отпускать до титров «Конец».

И вот у вас на бумаге появляется определённый план построения сюжета. Вы уже можете для себя решить, нужны ли вам досъёмки каких-то планов. Они могут быть нужны для перебивок, а может быть, этим кадром вы можете подтвердить слова человека на экране. Возможно, что этот кадр станет подводкой к событию. Подсъёмки на самом мероприятии тоже будут необходимы при монтаже, но о них мы поговорим позднее.

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМИН

А сейчас мы перейдём к некоторым терминам, которые нам с вами необходимы для лучшего понимания друг друга во время подготовки к съёмкам и непосредственно для работы. Эти термины используются и профессионалами.

  • съёмочный кадр или план – любой участок исходной видеоленты, с записью от нажатия кнопки REC (RECORD, запись) до паузы; следующее нажатие - начинается следующий съёмочный кадр.

  • монтажный кадр или план – элемент смонтированного видеофильма - то, что осталось от съёмочного кадра после того, как его “подрезали” и вставили в нужное место.

  • объект – это место съёмки (улица, квартира, пляж и т.д.). Имеет ещё одно значение – персонаж, действующий в кадре. Объект съёмки - “главный герой” кадра, должен привлечь внимание зрителя в первую очередь. Прежде всего, зритель должен иметь возможность как следует его разглядеть, поэтому объект обязательно должен быть в фокусе и хорошо освещён. «Главный герой» - не обязательно человек.

  • исходные материалы (исходники) – материал, записанный непосредственно видеокамерой.

  • мастер-кассета – кассета, на которую монтируется фильм. Сейчас чаще «сбрасывают» материал на компакт-диски или DVD, но и этот термин вам необходимо учитывать.

  • трансфокатор – это такая «штучка», которая находится на камере, и которой так любят «баловаться» начинающие «съёмщики» гоняя картинку туда – обратно, т.е. приближая и удаляя кадр.

  • расходный материал – входит в комплект камеры: кассеты (в том числе и запасные), аккумуляторные батареи.

Термин “план” имеет еще одно значение – это изображение определённого масштаба или крупности. Видеопланы – это различные по крупности объекты. Этот термин операторы вводят для того, чтобы говорить на «одном» языке. Все виды планов выбираются относительно средних размеров человека. Даже если в кадре нет человека, мы всё равно можем соизмерить с его габаритами величины снимаемых объектов.

  • сверхкрупный план или деталь – кадр, в котором помещается только часть лица (глаза и нос, или нос и рот, или только руки), какой-нибудь небольшой предмет или его фрагмент (зажигалка, несколько кнопок на клавиатуре и т.п.);

  • крупный план – кадр, в котором голова человека занимает почти всё место;

  • 1-й средний план – человек по пояс (голливудский план);

  • 2-й средний план – человек по колени (европейский план);

  • общий план – человек в полный рост;

  • дальний план – человек занимает очень маленькую площадь кадра.

У профессионалов есть такое правило: наиболее гладко воспринимается стык между планами, находящимися на приведённой выше шкале, через один. Например: крупный план монтируется со вторым средним, первый средний план с общим или сверхкрупным. НО, крупный план может монтироваться с деталью, а общий - с дальним.

Кадр (frame) - это один из 25 электронных кадров в секунду, это то, что вы отсняли между двумя нажатиями кнопки “REC”, от “старт записи” до “стоп записи”. Наиважнейшее правило любой съёмки звучит так: “держи палку!” Этот возглас раздается, когда начинающий оператор, измученный необходимостью одновременно следить за фокусом, диафрагмой и всем прочим, забывает выверить положение камеры относительно горизонта и “заваливает” вертикали. Положение камеры следует выверять по вертикальным линиям, которые обязательно найдутся в любом кадре: фонарный столб, угол стены здания, складки висящей оконной гардины и т.д.

  1. КОМПОЗИЦИЯ

Композиция кадра – это набор объектов в кадре, соответствующее следующим условиям: а) ни одна часть изображения не может быть изъята из кадра без причинения ущерба для целого; б) части изображения не могут меняться местами, не причиняя ущерба целому; в) ни один новый элемент не может быть присоединён без ущерба для целого.

Любой кадр рассказывает об одном или нескольких объектах съёмки: как они выглядят, как соотносятся друг с другом и с остальными, второстепенными объектами. Если в вашем кадре всё это «читается», тогда он «хорошо смотрится», то есть хорошо скомпонован. Следовательно, прежде чем нажать “REC”, определите объект или объекты съёмки, иначе и снимать не стоит. Что делать, если объектов в кадре не один, а несколько? Определите для себя, на каком из них, ваш взгляд, остановился в первую очередь, именно этот объект и нужно снимать в качестве «главного героя». Перед вами стоит задача: расположить объекты съёмки в пространстве кадра. Главный объект должен располагаться в центре кадра, так как именно на центр кадра зритель обращает внимание в первую очередь. Однако смещение объекта от центра играет огромную роль в обозначении взаимоотношений этого объекта с другими, находящимися в кадре.

Проведите опыт: переведите меню камеры с AF (AutoFocus) на Manual (ручная настройка), нарочно сделайте картинку не в фокусе, так чтобы всё изображение превратилось в цветные пятна разной величины. Если ваш видоискатель чёрно-белый, то подключите камеру напрямую к телевизору. Какое из пятен привлечет ваше внимание в первую очередь?

Если бы изображение было в фокусе, вы все равно обратите внимание на объекты в такой последовательности: сначала самый крупный, затем ваше внимание переключится на движущийся. Отсюда вывод: внимание зрителей будут привлекать в первую очередь крупные, движущиеся, ярко окрашенные, ярко освещённые объекты. Соответственно этим параметрам и следует располагать объекты в кадре и взаимно их «уравновешивать», смещая от центра. Но имейте в виду: любой кадр, в котором присутствует человек, строится по иным законам композиции. Человек в кадре всегда композиционно важнее любого неодушевлённого предмета.

И ещё, очень важно. Степень зрительного внимания к цвету объекта точно соответствует восприятию цветов уличного светофора: прежде всего красный (агрессия, опасность), затем желтый (нейтральное внимание) и, наконец, зеленый (всё в порядке). Зеленый ассоциируется у человека с естественными цветами (трава, листья деревьев). Красный – напротив, с тревожным, опасным (пламя, кровь). Зритель подсознательно «рассматривая» каждый сделанный вами кадр, обращает внимание на крупные и яркие световые и цветовые пятна, а уже потом идентифицирует, то есть «узнаёт» конкретные, знакомые предметы и явления. Чем крупнее, светлее и ярче – тем «главнее» оно в композиции!

С точки зрения геометрии, взаимное расположение объектов ближнего и дальнего планов подчиняется закону линейной перспективы. Поэтому всякий раз, снимая кадр с объектами по-разному удалёнными от камеры, мысленно накладывайте на картинку линии перспективы, лучиками расходящиеся из центра.

По глубине композиции самый главный объект - ближе всего к камере, второстепенные – подальше, а остальные, малозначительные, будут играть роль фона на дальних планах. Во время работы в детской телестудии, мои ребята очень хорошо использовали такие моменты. Например, во время съёмки шуточной программы «25 кадр», где две девочки играли роль женщин, знакомящихся с культурой и искусством в Уфе, отыгрывали момент изумления в таком виде: главная героиня – рассуждает на первом плане, а «экскурсовод» на её фоне (чуть левее) падает в обморок. Давая крупным планом лицо главного в кадре, оператор показал реакцию, в данном случае, второстепенного лица. На дальнем плане, после падения оказались танцующие дети, в гостях у которых были наши авторы. Но здесь есть одно немаловажное правило: чем сложнее композиция кадра, тем больше время нужно человеку для его полноценного восприятия. Поэтому, прежде чем снимать тот или иной кадр, вам необходимо мысленно проанализировать, насколько композиционно он «тяжел», то есть, нагружен обилием объектов и насколько сложно они взаиморасположены.

Говоря о фоне, обратите внимание, что камера замечает всё, в отличие от человека, который неосознанно отбрасывает то, что ему кажется неважным или просто не нравится. Например, снимая репортаж о граффити, мои корреспонденты не учли тот факт, что за красиво расписанной стеной оказался бетонный строительный забор, исписанный неприличными словами. Когда, при подготовке к монтажу мы просмотрели исходный материал, оказалось, что у нас получился «похабный забор при веселеньких картинках на стене». Примите за правило «чистить фон». Ищите такую точку съёмки, с которой не видно ненужных и компрометирующих объектов, которые отвлекают зрительское внимание от главного смысла съёмки и портят всё впечатление от фильма.
  1   2   3

Похожие:

Основы операторского искусства iconЗакон РФ от 29. 12. 2012г. №273 «Об образовании»
Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили...

Основы операторского искусства iconМузыкально теоретический исследовательский проект
Изучение классической основы музыкального искусства, содержания и концепции музыкального творчества великих композиторов не только...

Основы операторского искусства iconОбразовательная программа в области хореографического искусства «хореографическое творчество»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства

Основы операторского искусства iconХудожественное вязание является исконным народным ремеслом одно из...
Народное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства...

Основы операторского искусства iconАтрибуция и экспертиза произведений искусства
Примеры экспертных заключений. Относительная стоимость экспертных заключений. Деятельность экспертов при оформлении документов...

Основы операторского искусства iconПлан Ведение. Исторические факты возникновения и развития кондитерского...
Кондитер — специалист, обладающий знаниями, навыками приготовления кондитерских изделий и технологией данного процесса. Кондитер...

Основы операторского искусства iconИскусства не могут быть осмыслены в полной мере. Объём материала,...
Можно порекомендовать использовать данное пособие для того, чтобы в обширных, часто многотомных учебниках по искусствознанию и истории...

Основы операторского искусства iconТекстовой отчёт о работе Отдела культуры администрации Сосновского муниципального района
Отдела культуры администрации Сосновского муниципального района, является гарантированные Конституцией РФ права граждан в сфере культуры...

Основы операторского искусства iconУчебное пособие курс лекций по пм 03 мдк 03. 01 «Основы реаниматологии»
«Основы реаниматологии» подготовлено в соответствии с утвержденной программой пм 03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при...

Основы операторского искусства iconОбласти «центр развития театрального искусства «московский губернский театр»
Московской области «Центр развития театрального искусства «Московский Губернский театр» (далее гаук мо "Московский Губернский театр"),...

Основы операторского искусства iconКонспект первых лекций по дисциплине “ основы автоматизированного...
Основы компьютерного проектирования и моделирования радиоэлектронных средств” – объединены в одну дисциплину под названием “Основы...

Основы операторского искусства iconКино в годы Великой Отечественной войны на Ямале малоизучена. В работе...
А. Луначарским, остается актуальной до наших дней. Вопрос о роли кино, как важнейшего искусства, с особой силой встаёт в годы Великой...

Основы операторского искусства iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники»
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Основы робототехники» 12

Основы операторского искусства iconПояснительная записка 2 Цель программы: 3 Задачи программы: 3 Общие...
Характеристика фармакологических препаратов и средств, применяемых в спортивной практике 6

Основы операторского искусства iconРабочая программа дисциплины «Основы Православия»
Данный курс является интегрированным, включает в себя основы программ «Катехизис» и «Догматическое богословие», и представляет раскрытие...

Основы операторского искусства iconРабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры...
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е. С. Савинов].—2-е изд., перераб....


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск